СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Разговор с учителем

Это преподаватель начальных классов МБОУ СОШ №15, учитель высшей квалификационной категории с 25-летним стажем, представитель педагогической династии, общий педагогический стаж которой составляет более 55 лет, победитель конкурса в рамках реализации ПНП «Образование» Н.В. Никишина.
— Выбор профессии не вызывал у меня раздумий, — говорит Наталья Владимировна. – Я точно знала, что моя жизнь, как и жизнь моих близких, будет тесно связана с воспитанием детей. Передо мной был их пример, в первую очередь, пример мамы. Я каждодневно видела эту работу изнутри – эти тетради, эти разговоры о школе, об учениках. Не буду скрывать, временами бывает очень непросто! Иногда крайне трудно совмещать учительский труд и обязанности жены, хозяйки, мамы (причём многодетной: у моей героини – трое детей! – З.С.).
В этом году Наталья Владимировна вошла в число победителей конкурса на звание лучших учителей региона и страны. Отбор был очень жёсткий – для Ростовской области определена квота 29 человек. Бывали годы, когда ни один представитель городского учительского сообщества не попадал в заветный список, хотя, конечно, это нисколько не умаляет профессиональных достоинств наших педагогов.
— Для участия в конкурсе мне надо было аккумулировать опыт работы последних лет. Подготовка – я начала её за год до конкурса — требовала от претендентов серьёзного напряжения сил. После работы в школе необходимо было ежедневно готовиться к конкурсу. Были моменты, когда от усталости и постоянного напряжения опускались руки.
Экспертной комиссии Н.В. Никишина продемонстрировала свои авторские разработки – методические пособия по русскому языку и чтению, авторскую инновационную программу по развитию навыков, способствующих формированию быстрого и осмысленного чтения, программу по внеурочной деятельности «Книголюбы», другие методические разработки. Программы и пособия, получив положительные экспертные заключения в педагогических ВУЗах, были апробированы в нескольких школах страны и оценены по достоинству учителями-практиками.
Кроме того, Наталья Владимировна представила несколько посвящённых гражданско-патриотическому воспитанию публикаций, выпущенных под эгидой Минобразования РФ, автором и соавтором которых она является, осведомила комиссию о деятельности по диссеминации собственного инновационного опыта – очно и дистанционно, в форме мастер-классов и семинаров на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, а также об успешном участии в различных образовательных конкурсах.
— Участие в распространении опыта инновационной работы в различных формах держит мою жизнь в рабочем тонусе, — убеждена она, — и повышает мою активность в самообразовании.
Кредо Н.В. Никишиной, как человека и учителя, – не стоять на месте, постоянно учиться, меняться сообразно требованиям времени, быть современной.
Она не только учит, но и сама находится в постоянном процессе познания нового. Только что закончила переподготовку по курсу логопедии, овладела профессией учителя истории.
— Мне, — объясняет, — это было интересно. Всегда нравилась история. В курсе «Окружающий мир» в 4-м классе много материала исторического плана.
— Нет желания преподавать историю?
— Возможно, в будущем и попробую.
Побеседовав с Натальей Владимировной, я поняла, что сегодня образование в начальной школе разительно отличается от того, что было раньше. Применяются нетрадиционные методы и приёмы, посредством которых восприятие и усвоение материала происходит гораздо эффективней, на подсознательном уровне. Поменялась модель образования – первоочередным в ней, наконец, стал личностно-ориентированный подход. Ребёнок превратился из объекта в субъект образовательного процесса. Ему не дают готовые знания, а подводят его к тому, чтобы он сам мог сделать правильный вывод – своего рода, маленькое открытие.
— И ещё детей нужно поощрять, — подчёркивает Никишина. – Тогда, — улыбается она, — они готовы горы свернуть!
— А как, — любопытствую, — изменились дети за последние двадцать лет?
— Они прекрасно владеют гаджетами, быстрей родителей могут объяснить, понять, починить всё, что связано с техническими новшествами, зато испытывают проблемы в изложении мыслей. Общение у них зачастую сводится к тому, чтобы вместе поиграть в компьютерные игры… Нам бывает трудно их понять. А им – нас. Я стараюсь изъясняться их языком, чтобы они принимали меня, как свою, уважали, но не боялись, были открытыми. Порой учителю они могут сказать то, чем никогда не поделятся с родителями. Дома они опасаются говорить о проблемах. А, может, их просто не слышат. Родители больше заняты бытовыми проблемами, и дети переживают дефицит общения. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем. Для счастья одному нужна хорошая оценка, другому – интересное задание, а третьему – добрый взгляд, поощрение, признание. Главное для меня – позволить ученику быть самим собой. Я бы хотела, чтобы в сознании моих учеников осталась убежденность в том, что всё в их руках. Ощущение этого помогает слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному – стать сильнее.
Напоследок я задала Наталье Владимировне, как специалисту начальной школы, ещё один вопрос, который не даёт покоя, как мне кажется, многим родителям, чьи дети должны пойти в первый класс:
— Число организаций, занимающихся подготовкой детей к школе, растёт, как грибы после дождя. А надо ли, к примеру, до школы учить детей читать? Сколько ребят приходит уже серьёзно подготовленными?
— Немного. Но это и необязательно. Для учителя это, наоборот, создаёт трудности. У меня есть детки, которые не знают букв, детки, которые читают по слогам и хорошо читающие. И мне нужно построить работу на уроке таким образом, чтобы задействовать все три уровня. Это трудно! А есть ещё и ребята, которых читать научили неправильно…
— Наталья Владимировна, что бы Вы пожелали коллегам в преддверии профессионального праздника?
— Крепкого здоровья, огромного терпения, вдохновения и педагогических побед. Пусть ваши ученики всегда отвечают вам благодарностью!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.