СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Вкус хлеба

Где и когда появился первый хлеб?
Его прабабушкой была жидкая мучнисто-зерновая каша, которую и сегодня ещё употребляют в пищу как хлебную похлёбку многие жители Востока и африканских стран. Хлеб из кислого теста появился в середине II тысячелетия до нашей эры! Уже тогда древние египтяне могли изготовлять не менее 30 видов хлеба и других мучных изделий. В Нью-Йоркском музее искусств хранится круглый хлеб, который, по мнению учёных, был испечён в бронзовом веке. А в цюрихском музее Швейцарии можно полюбоваться караваем, выпеченным человеком каменного века – шесть тысяч лет назад!
На азовской земле хлебопашество имело важное значение ещё в первые века нашей эры! В зале «Ранний железный век» музейной экспозиции можно увидеть древние жернова. Они найдены на территории Азова в 1979 году, там, где в первые века н.э. были основаны пришедшими из Прикубанья меотами поселения Паниардис и Патарва, названные археологами Крепостное и Подазовское городища. Административно они подчинялись Танаису и, как и он, входили в состав Боспорского царства. «Может быть, — говорит старший научный сотрудник АМЗ Н.М. Фомичёв, — это были военные поселенцы, в хозяйстве которых преобладало земледелие». Почему военные? – Дело в том, что Паниардис и Патарва находились в окружении кочевых воинствующих племён и первыми принимали их удары.
Жители этих поселений выращивали пшеницу-полбу, рожь, ячмень, просо, лён и чечевицу. Урожай убирали железными и костяными серпами. Растирали зерно на круглых жерновах и квадратных зернотёрках, а хранили в больших круглых ямах, обмазанных глиной. Хлеб пекли из пшеницы-полбы.
— Зерно, — говорит Н.М. Фомичёв, — они специально выращивали, и Боспорское царство торговало им и конкурировало в Средиземноморье с Древним Египтом. Бывали моменты, когда Боспорское царство поставляло больше зерна. За счёт поставок отсюда и из античных колоний в Крыму снабжалась Греция.
В Крыму, по словам Николая Михайловича, на древнем мраморе сохранились надписи, где говорится, что за снабжение зерном такие-то жители объявляются Афинами почётными гражданами.
Ещё более древние, чем греческие жернова, зернотёрки выставлены в зале «Энеолит-бронза».
— О бронзовом веке мы знаем мало, — говорит Н.М. Фомичёв, — наверное, хлеб здесь тогда ещё не выращивали. Зернотёрки применялись не обязательно для размола зерна. А если и так, то для того, чтобы сделать кашу. Она могла быть не только из пшеницы – из овса, других культур.
То есть, эти зернотёрки использовались, как сказано выше, для приготовления предшественника хлеба.
Ещё один важный артефакт по нашей теме, представленный в музее, — большие, на 4-5 вёдер, пузатые амфоры с дыркой в боку. В эпоху Золотой Орды в них перевозили зерно. Изначально эти сосуды делались для жидкости – вина, масла, а потом в них уже вырезалось отверстие, благодаря которому было удобно насыпать, высыпать и хранить сыпучие продукты, в частности, зерно.
Большое значение хлебопашество имело, когда Азов стал частью Российской империи. После отмены крепостного права на свободные земли юга хлынула дешёвая рабочая сила, началась «пшеничная лихорадка» — зерно в огромных количествах вывозилось через устье Дона за границу. Появились крупные хлебные ссыпки, хлеботорговые узловые склады и конторы скупщиков.
Собранное для вывоза зерно сосредоточивалось в порту, экспортёры отправляли его за границу. В 80-е годы XIX века хлебная торговля определяла экономику посада Азов. Ежегодно возраставший вывоз зерна повлёк за собой развитие торгового порта. Газета «Приазовский край» писала: «Удобное расположение Азова… и примыкающий к нему, из года в год увеличивающийся район хлебных запашек, сделали его заметным на Юге России центром».
А вот какое воспоминание о хлебе времён Великой Отечественной войны сохранил азовчанин В.Н. Ерёменко. «Нечем было кормить семьи. Чтобы выжить, люди засаживали огороды, в основном кукурузой. Там, где сегодня сквер «Олеся», раньше были кукурузные поля. Тыква на столе уже считалась праздником. Хлеб выдавали по карточкам в доме, что рядом с педколледжем, и там всегда стояла огромная очередь».
Рабочему, прочла я в одной книге, выдавали по карточкам 500 граммов, служащему – 400, иждивенцу – 300. А в Ленинграде во время блокады – 125-250 граммов на едока.
Я не буду затрагивать тему современного хлебопечения, поскольку нынешний хлеб вызывает много вполне обоснованных нареканий. Если раньше мои дедушка с бабушкой кормили своего пса хлебом, остатками со стола, и животина прекрасно себя чувствовало и жила без проблем до глубокой старости, то теперь, боюсь, имея такой рацион, собака загнётся через год-два. Одна моя знакомая, вернувшись из Греции, долго вздыхала: «Ну, представь, я там вспомнила вкус настоящего хлеба!». А я вспомнила в связи с этим другие времена – когда иностранные делегации, приезжая в Азов, заходили в булочную и покупали наш ароматный хлебушек по 42 копейки…
Кстати, в советское время было из чего выбирать: в стране выпекалось около 800 сортов хлебобулочных изделий. Воистину на любой вкус!
По мнению специалистов, сегодня единственно возможный способ получить качественный хлеб – испечь его самому. Такой продукт дольше остаётся свежим, имеет приятный вкус, он действительно полезный и не такой дорогой, как магазинный. А если отставить хлебопечку в сторону и все этапы приготовления пропускать исключительно через свои руки,— можно привлечь личное счастье: запах хлеба усиливает притяжение, снижает уровень критики потенциальной половинки. У барышни, супруги, которая печёт хлеб своими руками, очень сложно увидеть недостатки. Так говорят люди с паранормальными способностями. Можно, конечно, им не верить. А с другой стороны – почему нет? Если какой-то продукт и может изменить нашу жизнь к лучшему, так это именно хлеб. Главная еда на нашем столе. Мало заметная в повседневности, но всегда ценившаяся превыше всего. Нет на земле другого продукта, о котором бы было сложено столько пословиц, поговорок, песен, стихов, мудрых изречений. Вот вам три первые попавшиеся: «где хлеб – там и жизнь»; «золото имеет цену, хлебу цены нет»; «сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь».
И хотя не входил хлеб в число семи чудес света,— и тогда и теперь он не перестаёт быть самым добрым и самым удивительным чудом из всех диковинок, какие когда-либо были и будут на Земле.
Кстати, на октябрь, кроме Всемирного дня хлеба приходится день иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Название её означает, что Богоматерь поддерживает человека не только в духовных устремлениях, но в снискании хлеба насущного. И в главной нашей молитве произносим мы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».


При написании материала использована информация в том числе из книги
В.О. Бурлака «Азов – город с тысячелетней историей».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.