СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Так ли доступна «Доступная среда»?

День белой трости, который наступит 15 октября, призван напомнить обществу о существовании рядом с нами незрячих людей, привлечь внимание к их проблемам. У него довольно любопытная история, которая берёт начало в 1921 году. После несчастного случая молодой фотограф теряет зрение. Нужно учиться жить заново, самостоятельно двигаться с помощью трости. На чёрную трость никто – ни прохожие, ни водители — не реагирует, тогда он красит трость в белый цвет. Она стала заметна, и новшество подхватили слепые Европы, Америки и России.
Накануне памятной даты я пришла в дом №127 по переулку Коллонтаевскому, где, как известно, живут инвалиды по зрению, и встретилась для разговора с Н.П. Перовым.
Николай Петрович оказался человеком открытым, светлым, рассудительным, хорошим рассказчиком и приятным собеседником. Меня не покидало необычное ощущение, что он всё-таки меня видит – настолько непринуждённо он держался, настолько лёгким было общение с ним, и в его глазах, пусть и утративших способность видеть, горел огонёк неподдельного интереса ко всему, что происходит вокруг.
Представьте себе, этот человек всегда вёл максимально возможный активный образ жизни. По молодости занимался лёгкой атлетикой, плаванием, греблей. До сих пор поёт в ансамбле. Участвует во всех творческих мероприятиях.
— У нас, — рассказывает, — всё держится на замдиректора по социальным вопросам В.Ф. Бабиковой. Она и сценарист, и режиссёр. Устраиваем вечера отдыха. Ближайший состоялся в День пожилого человека. Отмечаем все праздники – Новый год, 23 февраля, 8 Марта и пр.
В это трудно поверить, но одно из главных мест в жизни моего героя занимает работа.
— Если её нет, – признаётся он, — вообще не знаю, чем себя занять. Когда пришёл в себя после инфаркта, первой мыслью было: не дай Бог запретят работать! Пока зрение позволяло – лет десять — с таким удовольствием занимался дачей. Деревьев насажал, овощи выращивал. Всё сам делал! Сосед — мне: «У тебя же помощники есть». – «Нет, — отвечаю, — должен сам. Потому что знаю, где что посадил, где какая грядка».
По этой самой причине – постараться всё делать самостоятельно. Николаю Петровичу не нравится зарубежный вариант государственной заботы об инвалидах по зрению – тепличные условия, где социальная служба пытается предупредить каждый твой шаг. «Сидишь, как цветок в горшке», — прокомментировал, смеясь, со свойственным ему юмором.
До того, как ослепнуть, Николай Петрович был слабовидящим. «Все родственники видят хорошо. Мне не повезло. Года не было, как мать заметила, что вижу я плохо».
Окончив школу, учиться дальше Перов не стал. Звезд с неба хватать не собирался. «Я, — шутит, — люблю стоять у сохи». Устроился рабочим на УППВОС, десять лет был бригадиром, отпахал на родном предприятии 46 лет и продолжает трудиться сейчас. «Раньше, — сокрушается, — работы хватало, наши светильники шли нарасхват. А сейчас её мало. Делаем в основном медицинские облучатели. Но изготовить – это одно, главное – продать. Конкурентов много – по России и за рубежом».
— Скажите, — спрашиваю, — могут ли инвалиды ощущать себя полноценными членами общества?
— Да, — убеждён Николай Петрович, — только надо чувствовать свои границы, рамки. У нас есть ребята, которые компьютером овладели. А Л.Н. Андрющенко – тоже совсем слепая – та-ки-е вещи из бисера плетёт!
Николай Петрович полностью потерял зрение двадцать лет назад.
— Я сам мог поехать, пойти, куда угодно. А вот теперь… Один мужчина – он тоже имел остаток зрения, а после ослеп, — признался: Я не думал, что слепому так тяжело. Теперь и я на всё смотрю с другой позиции.
Облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями должна бы так называемая доступная среда. О ней много говорят. Зато делается крайне мало. Хотя перечисленные моим визави нужды невелики, не требуют больших денежных затрат и вполне выполнимы. Одна из них — перила-ориентиры на перекрёстке Коллонтаевский-Кондаурова:
— Слепому что надо? – Звуковой сигнал (он есть) и направляющая, потому что тротуары узкие, легко сбиться. Со стороны дома у нас ещё есть ориентир, а с другой – нет.
Доступная среда! Доступная среда! Для слепых, честно вам скажу, она становится всё более недоступной! Раньше было отделение Сбербанка на Коллонтаевском – закрыли. Пункт оплаты за стационарный телефон поблизости — тоже. Теперь, чтобы заплатить, нужно идти на Петровский.
Открывающиеся магазины, кафе выходят на тротуар ступеньками, что создаёт дополнительные неудобства.
Вот говорят – делают для слепых тактильную (рельефную) плитку. Сделали возле Дворца, музыкальной школы, где слепые сами не ходят. На почте сделали. Меня супруга подвела (она немного видит). «Вот, — говорит, — смотри!» Плитка эта занимает такой же участок, как лежащий перед входной дверью коврик. Не знаю, как по инструкции, а по моему мнению она должна быть уложена полосой от двери почты и дальше поперёк всего тротуара. Шириной в одну плитку. Её можно и тросточкой, и ногами обнаружить. Есть слепые, которые ходят платить за коммуналку на почту. Им трудно её найти. А найти дверь в здание они вовсе могут только с чьей-то помощью.
Такая же поперёк тротуара дорожка из плитки должна лежать возле ближайшей аптеки и отделения Сбербанка на Кондаурова.
Председатель местной ВОС В.И. Дрижика в письменной форме излагал наши проблемы администрации. В.В. Ращупкин приходил к нам – мы адресовали ему вопрос отсутствия направляющей на перекрёстке. Он сказал: заложено в плане в 17-м году. Теперь перенесли на 18-й. Ну, думаем, и в 18-м не будет, потому что все деньги уйдут на чемпионат. А дел-то: всего-ничего. Выеденного яйца не стоит – перекрёсток оборудовать направляющей. Вдоль нашего дома тротуар – по нему обязательно ходят слепые – разбит. Его тоже обещали отремонтировать в 17-м году. Но… ничего не будет.
— С какими словами Вы бы обратились к городскому руководству?
— Подходите к нашим проблемам не формально, не для отчётов и галочки, а так, чтобы помочь. Чтобы слепые люди чувствовали заботу о них.
— Николай Петрович, а как обычные граждане относятся к слепым – с пониманием либо стали более чёрствыми?
— А Вы знаете – нет. Стараются помочь. Вот у нас З.А. Ткачёва сама везде ходит. Даже на рынок. А сходить слепому на рынок – это очень трудно. Так вот она говорит, что люди ей всегда помогают – и выведут, и проведут, если заблудится, потеряет ориентир.
Естественно, не могла я не поинтересоваться тем, насколько изменились социальные льготы, гарантии, качество жизни слепых людей по сравнению с советским периодом. Николай Петрович отметил, что в эпоху СССР их предприятие было очень богатым: «Даже сами оказывали помощь». Был мощный ансамбль, который с концертами гастролировал по самым «хлебным» местам (то есть, туда, где можно было что-то купить) — в Петербург, Москву, на Украину и пр. В Москву на смотр ехали составом больше ста человек. Поездка оформлялась как командировка. Детишек с трёх лет каждое лето на полтора месяца вывозили в Гагры. Без проблем была получена и квартира.
Позитивный момент в настоящее время Николай Петрович видит в монетизации некоторых льгот, что, безусловно, очень удобно.
Из нашего разговора я сделала вывод, что, хотя жизнь людей с ограниченными возможностями – это экзамен на прочность, Н.П. Перов не потерял к ней вкуса. Он чётко осознаёт свои возможности и умеет быть счастливым в рамках, данных ему судьбой. Несомненно, большую роль в этом играет его семья. В следующем году они с супругой, Верой Павловной, отметят 45-ю годовщину свадьбы – сапфировой. У них двое дочерей – Татьяна и Любовь, четверо внуков. В общем, жизнь продолжается, и она, несмотря ни на что, – прекрасна! Всем азовчанам, имеющим отношение ко Дню белой трости, Николай Петрович желает работы и здоровья!
...Меня не покидало необычное ощущение, что он всё-таки меня видит – настолько непринуждённо он держался, настолько лёгким было общение с ним, и в его глазах, пусть и утративших способность видеть, горел огонёк неподдельного интереса ко всему, что происходит вокруг...

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.