СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Очарованный слоном

В Музее открылась уникальная по значимости своих экспонатов выставка «Очарованный слоном». Она посвящена известному учёному-палеонтологу В.Е. Гарутту, которому 12 октября исполнилось 100 лет.
Это имя для Азовского музея-заповедника очень много значит, поскольку определённый период научной деятельности Вадима Евгеньевича был непосредственно связан с АМЗ. – В 1964 году при разработке Кагальницкого песчаного карьера был обнаружен скелет нашего знаменитого трогонтерия. На место находки выехала экспедиция. За консультацией обратились в Ленинградский Зоологический институт АН СССР. И мнение ведущего в стране специалиста по слонам Гарутта было вполне определённым: «Находка скелета представляет исключительную научную ценность, её необходимо спасти».
Останки были доставлены в Ленин- град, где их реставрацией занялся сам Гарутт. На это ушло 18 лет. На реставрацию одного только черепа – десять! Потом он руководил работами по монтажу скелета, поэтому многие сотрудники нашего музея знали этого человека. На открытии выставки присутствовала Вера Северьяновна Байгушева, кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник АМЗ, соратник и ученица В.Е. Гарутта. На следующий год ей исполнится 90 лет. С Гаруттом их связывала многолетняя дружба и переписка, продолжавшаяся до самой его смерти, а начавшаяся с обнаружения в Левенцовском карьере слона Громова. Байгушева – автор находки, а Гарутт – автор её описания, отчего латинское название этого исполина звучит так: Archidiscodon gromovi Garutt et Alexeeva.
Вадим Евгеньевич – коренной питерец, как называет его В.С. Байгушева, — «ископаемый питерец», что звучит, конечно, ёмко и очень точно. В Петербург, продав свой кусок земли, переехал его прадед по материнской линии и начал там своё торговое дело. Дед владел уже 11-ю доходными домами, дед по мужской линии был талантливым инженером. Отец, Евгений Александрович, был родом из Франции, имел фамилию с одной буквой «т» на конце, но, перейдя на сторону большевиков, в знак прощания с прошлым удвоил её. Он рано ушёл из семьи и рано умер, поэтому Вадима воспитывали мама и бабушка. Мама, Юлия Никифоровна, была страстной балетоманкой.
Отсюда происходит второе, помимо палеонтологии, сильное увлечение Вадима Евгеньевича – балет. Собранные за многие десятилетия материалы по этой теме он передал в музей Академии русского балета имени Вагановой. А вот личный и научный архивы Гарутта его дочь, Нина Вадимовна, любезно согласилась передать нашему музею.
Путеводной звездой в мир хоботных для юного Гарутта стала слониха Бетти. Прежде чем попасть в Ленинградский зоосад, она работала в цирке, знала много интересных трюков. Общаться с ней, наблюдать за ней было одно удовольствие! При встрече с Бетти жизнь юного Гарутта круто перевернулась. Он перестал корпеть над учебниками и решил ухаживать за слонами. Поступил в кружок юннатов. Почти полгода целые дни проводил в обществе своей любимицы.
А потом была война и фронтовые пути-дороги. В блокадном Ленинграде умерла мать Вадима Евгеньевича. В страшных муках погибла раненая Бетти. Свою дальнейшую жизнь Вадим Евгеньевич посвятил изучению ископаемых слонов, шерстистого мамонта, и Бетти продолжала его вдохновлять: в рабочем кабинете учёного до конца его дней стоял её череп. Об этой необычной привязанности в 1949 году профессор Быстров сочинил шутливую поэму «Бетти»:
И студент Гарутт Вадим
Жил, трудясь, как все другие,
И желанья он благие,
Как и все, в душе имел,
Был не трус и не был смел,
И…попал в беду, как в сети:
Он, бедняк, влюбился в Бетти…
Окончив зоологический факультет Ленинградского университета, Гарутт поступил в Зоологический институт АН СССР, сначала на должность лаборанта-экскурсовода. Более десяти лет он заведовал зоологическим музеем АН СССР, а затем более сорока лет проработал в Зоологическом Институте, в отделе млекопитающих. Гарутт входил в учёный совет Ленинградского зоосада, в комитет по изучению слонов.
Вадим Евгеньевич одним из первых стал монтировать скелеты мамонтов в научных институтах и музеях. Он автор нескольких монографий, более ста пятидесяти научных работ, публикаций, постоянный участник «мамонтовых совещаний» и пр. Он хотел издать обширную монографию о слоне Громова, но не успел…
Работая в самой трудной области изучения ископаемых слонов-систематики, Вадим Евгеньевич получил заслуженное признание коллег. Исследователями всего мира был по достоинству оценен его научный вклад в деле изучения шерстистого мамонта и ископаемых слонов.
Мировая известность пришла к нему после публикации его книг за рубежом. Кстати, одну из его первых работ «Мамонт» в СССР печатать отказались – не соответствовала она, по словам издателей, духу века научно-технического прогресса. Зато книжку напечатали в ГДР, потом она вышла на английском языке. А вот в России так и не увидела свет. Воистину, нет пророка в своём Отечестве…
В общем, это был уникальный человек, как и наука, которой он посвятил свою жизнь. «Патриарх мамонтоведения, рыцарь науки»,— так называли Вадима Евгеньевича в научных кругах. Широта его научных познаний огромна, диапазон научного интереса невероятен: его занимали вопросы эволюции, палеоэкологии, стратиграфии, анатомии, систематики и др. География научных интересов палеонтолога охватывает почти все континенты – Америка, Африка, страны Европы и Азии.
Выставка раскрывает значимые этапы научной деятельности известного в мире палеонтолога, рассказывает о его реставрационной работе, акцентируя внимание посетителей на периоде, связанном с реставрационными работами и монтаже скелета азовского слона и слона Громова.
Отдельный раздел посвящен семье Гарутта. Так, в личном архиве Вадим Евгеньевич сохранил семейные открытки 1884 года, собственные детские рисунки, фотографии, в том числе XIX века. Наверняка интерес зрителей вызовут девяностолетнее чучело домашней черепахи Гарутта Дуси, гостевые книги – три огромных фолианта, где об этом замечательном, удивительно скромном, деликатном, душевном человеке оставлены его посетителями самые добрые отзывы.
Но основной идеей выставки является передача неземной любви учёного к слонам и особенно к слонихе Бетти. Повсюду – её фотографии, задним фоном идут строки из быстровской поэмы. А вот изданный в 1933 году в Ленинграде журнал «Ёж», где деткор Гарутт делится наблюдениями за Бетти: в день она съедает 5 кг хлеба, 20 вёдер воды, 26 кг свёклы и т.д.
Также на выставке представлены портреты учёного, выполненные его дочерью Ниной Вадимовной, профессиональным художником и специалистом по реконструкции ископаемых животных.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.