СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Летопись Стефанидинодара на картах и планах

В новом году мы продолжаем серию публикаций об истории села. Пролить свет на некоторые факты стефанидинодарской летописи позволило изучение картографических материалов и сопоставление их с информацией из письменных источников, дошедших до наших дней.
Возникновение поселения на месте нынешнего села Стефанидинодар связывают с покупкой в 1828 г. земель урочища Круглое Крестище курской помещицей Стефанидой Похвистневой.
Но так ли всё было на самом деле?
В поисках ответа на этот вопрос я обратился к картографическим материалам. Они дают наглядное представление о местоположении утраченных объектов и позволят почерпнуть недостающие сведения, отсутствующие в письменных источниках.
При анализе собранных материалов вскрылся ряд интересных фактов. В частности, генеральный план Ростовского уезда начала XIX века, а также другие картографические материалы того периода показывают, что у северной оконечности современного села находились рыбные заводы. Двадцать их строений, располагавшихся вдоль песчаного берега, отображены на «Специальном плане пустоши Круглой Крестища» 1802 года. Примечательно, что эти земли являлись собственностью премьер-майора Маргарита Мануиловича Блазо, однако расположенные на них рыбзаводы ему не принадлежали.
В книге «Социально-исторический портрет села Приазовья: Кагальник» представлена карта более позднего периода. И в ней, аккурат на месте нынешнего Стефанидинодара, показан кабак.
Примечательно, что в те времена такие заведения были единственным местом для развлечений народа – в них собирался простой люд для бесед и попоек – с песнями и музыкой.
Но кем был построен этот кабак? Не таинственным ли Олефиром, память о котором до сих пор живёт в одном из народных названий села (прежде – Олефировка, ныне – Лефировка)? И откуда, помимо соседствующих с кабаком рыбных заводов, приходили в него посетители? А также, где проживал обслуживающий персонал этого заведения, если ближайший населённый пункт, показанный на данной карте (х. Круглинской), находился на значительном удалении от него?
Напрашивается и ещё один важный вопрос: не являлся ли данный кабак тем самым «домом производимых в оном питей», который упоминала Стефанида в своём завещании 1834 года?
Необходимых документов, позволяющих дать однозначные ответы на вышеперечисленные вопросы, отыскать не удалось.
О наличии поселений на землях урочища Круглое Крестище в период, когда они перешли по наследству к дочери Блазо, свидетельствует карта Шуберта. На ней показаны два безымянных хутора в восточной части нынешнего Стефанидинодара, а также постоялый двор (корчма) – к юго-западу от них.
Согласно карте Азовского моря, составленной в 1833 году по описи капитан-лейтенанта Е. Манганари, после покупки Стефанидой земель урочища Круглое Крестище на них появляются два новых поселения, указанных как «Лизеты». Одно из них располагалось на месте нынешнего села Стефанидинодар, а второе – к западу от него, за Водяной (Холодной) балкой.
Устоявшиеся названия этих поселений (Стефанидинъдар и Лизетина), а также их местоположение представлены на Генеральном плане Екатеринославской губернии Ростовского уезда, составленном в 1840 году.
Впоследствии, на уездном плане 1876 года, запечатлевшем этапы возникновения очагов чумы у скота, появляется новый топоним – Гостомиловка. Однако по надписи на данном плане невозможно понять, относится ли это наименование к одному из трёх сгруппированных поселений либо является их обобщённым названием.
Ясно лишь, что новое поселение в этой группе располагалось между деревнями Стефанидиндар и Лизетина. А сам топоним происходит от фамилии бывшей владелицы приазовского поместья Елизаветы Гостомиловой – племянницы и воспитанницы Стефаниды Похвистневой.
Топографическая карта-двухвёрстка Ростовского и Черкасского округов 1880 года отображает итог переноса лизетинцами своих подворий на земли у восточной границы Стефанидин Дара. К этому времени Лизетина прекращает своё существование –данного поселения уже нет на прежнем месте. В то же время у западной окраины деревни Стефанидин Дар появляется сельцо с аналогичным названием, а у восточной – посёлок Лизетин.
Общее представление о планировке сельца даёт «План части земли, состоящей при деревне Стефанидин-Дар Ростовского на Дону округа Области войска Донского», перешедший по наследству к Альберту Самойловичу Питра с сыновьями Евгением и Константином. При этом его наложение на современный план села позволяет доподлинно установить, что никаких прежних построек, равно как и сада, существовавших при разделе владений между наследниками помещицы Марии Питра в 1894 году, сейчас не осталось. Выходит, что стародавние кирпичные амбары, сохранившиеся на территории ссыпки, были построены в более поздний период.
Несомненный интерес в краеведческих изысканиях представляет и картография советского периода. В частности, на довоенных топографических картах Генштаба РККА моё внимание привлекло условное обозначение пристани у западной околицы села.
О том, как выглядела эта пристань, поведал старожил села Василий Евдокимович Гузенко, 1931 года рождения. Он сообщил, что в указанном на карте месте была длинная и достаточно широкая деревянная эстакада, по которой на телегах доставлялись мешки с зерном. В конце эстакады их грузили на плоскодонные мелкосидящие баржи. А после завершения погрузки катер буксировал эти баржи в таганрогский порт.
Если у кого-то сохранились фотографии данной пристани, а также не дошедших до нас стародавних построек на территории села, — прошу сообщить мне о них по тел. 8-999-692-65-56 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Назаренко Владимир Васильевич

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.