СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Сколько лет Азову?

Николай Михайлович Фомичёв относится к так называемой старой гвардии нашего музея — он отдал АМЗ 46 лет. Старший научный сотрудник, автор множества научных статей, в плане краеведческих знаний (и вообще эрудированности) — настоящий уникум. Достаточно задать тему, и всё — садись поудобней на стул, подпирай кулачком подбородок — и слушай. Михалыч — так я, в силу долгого знакомства, зову его, — прищурившись, сыпет факты, гипотезы, версии. Исторические события обретают динамику и яркость. В эти минуты я всегда думаю: ну, почему у меня не было ТАКИХ лекторов в вузе? И ещё этот антураж в его кабинете — книги, очень много книг, «божественная смута» бумаг, древние монетки, какие-то находки. Раньше «апартаменты» Фомичёва находились на чердаке, на одном уровне с музейной башней, вдали от всех, за таинственным залом, тёмным и заваленным каким-то хламом (обязательно, мне мнилось, старинным), с узкими мостиками из досок вместо полов, и посещение Михалыча было сродни походу к сказочному и мудрому Оле Лукойе.
Предлагаю и вам, дорогие наши читатели, пообщаться с этим удивительным, интереснейшим, единственным в своём роде человеком. Первая тема, которую я затронула в разговоре с ним, — возраст нашего города. Ещё недавно ввиду юбилейной даты Азова она была весьма актуальна.

— Николай Михайлович, после прочтения Вашей статьи «О происхождении названия и времени основания города Азова», а также беседы с А.Н. Масловским, я поняла, что версий об основании Азова не одна и не две. Сколько? Каковы основные? Какой придерживаетесь Вы?
— Я, действительно, попытался собрать в своей статье имевшиеся на тот период версии. Сейчас их ещё больше. Около десяти. Я придерживаюсь мнения, что название своё Азов, несомненно, получил от обитавших здесь когда-то аланских племён асов.
— Это как-то связано с изысканиями Тура Хейердала?
— Да. И это вписывается в общеисторическую канву. Дело в том, что они везде, где жили, оставляли след в топонимике.
— Например?
— Это надо смотреть по всей территории степного коридора, начиная от Алтая и до Молдавии. Ас-кале и т.п. Везде фигурирует корень «ас». По сообщению венецианского купца Барбаро, который прожил 16 лет в Тане (аланы жили и в Тане тоже, и даже баня аланов была), ас — это самоназвание народа.
— На конце С или З?
— С, З — не имеет особого значения, потому что называли их и асами, и азами, асиями и азиями. Это различные транскрипции одного и того же слова.
— Так сколько лет Азову, если его основали асы-аланы?
— Речь идёт о названии. А сколько лет… Мы даже точно не знаем, что называлось Асгардом (то есть, город асов) — местность (как географический объект), или административная единица, то есть, уже поселение.
Аланы появились здесь с первого века нашей эры. Знаменитое погребение в районе дач, где было найдено более 15 тысяч золотых изделий, составивших значительную часть экспозиции «золотой комнаты», — это аланское захоронение. Оно относится к тому периоду, когда здесь существовали два меотских поселения — Крепостное и Подазовское городища. То есть, осёдлые племена меотов-земледельцев жили параллельно с кочевниками-аланами. С большой долей вероятности можно предположить, что погребённый, которому положили столько драгоценных вещей, посещал Крепостное городище (оно ближе), и на его поминках пили вино, которое поставляли меотам греческие купцы. Именно аланам принадлежит обычай украшения своей знати золотом. Именно с ними связаны крупные находки золотых комплексов. Они всё обшивали — одежду, конскую упряжь.
— Неужели нет никаких данных, конкретизирующих, был ли здесь в то время город или нет?
— Есть сообщение Птолемея (крупного учёного эпохи эллинизма — З.С.) о том, что в низовьях Дона существовал город Асгард. В указанные времена на это название могли претендовать только два места — наш Азов и Танаис.
— Когда были основаны Паниардис и Патарва (греческое название меотских поселений — З.С.), найденные в черте Азова?
— Судя по найденномку в ходе раскопок — в конце I века нашей эры. Они просуществовали до первой половины III века нашей эры.
В одной из последних своих работ И.С. Каменецкий, который в течение нескольких лет вёл раскопки на территории Подазовского городища, указал, что Крепостное городище могло возникнуть уже во второй половине II века до н.э.
— Может быть, Паниардис и Патарву нужно считать предтечей Азова?
— Это ещё, конечно, не города. Жившие в них меоты были не только земледельцами, но военными поселенцами. Паниардис и Патарва входили в Танаисский Лимес — систему укреплённых городищ, охранявшую от кочевой степи Танаис. Стоило появиться враждебной орде, об этом тут же сообщалось с помощью дымовой сигнализации с другого берега Дона.
— Кто является потомком аланов?
— На это претендуют осетины. Однако могут претендовать и другие народы — чеченцы, ингуши, потому что в образованное этими племенами государство Алания (оно существовало в Средневековье) входили территории Северного Кавказа.
— А при чём тут Тур Хейердал? Неужто асы могут являться и предками скандинавов?
— Тур Хейердал проверял информацию Снорри Стурлусона, собирателя мифологии древних шведов и норвежцев, в древнейшем пласте которой есть сведения о том, что они пришли с низовий Дона. В легендах сообщается, что жили в низовьях Дона племена асов и ванов. Кто такие асы, нам известно — античные источники говорят, что это аланские племена. А ваны? Может, под этим именем подразумевались жители меотских городищ? И была теория, что — да — скандинавский бог Один был аланом. Он, достигнув Скандинавии, покорил местные племена и потому стал героем, которого впоследствии обожествили. Поэтому Хейердал и хотел проверить теорию Стурлусона, тем более, что тот был выдающимся учёным для своего времени (XII-XIII вв). Учился в Сорбонне. Он, например, собрал родословные всех конунгов (правителей) Швеции и Норвегии. Полностью расписал их жизненный путь. Но в начале его труда — он называется «Круг земной» — были собраны легенды о происхождении скандинавов из этих мест. И норвежские историки ещё в конце XIX века высказывали идею о том, что Один был асом.
— Как вы относитесь к историко-литературной традиции, с лёгкой руки которой мы отметили 950-летие Азова? Согласно ей, своим основанием город обязан половецкому хану Азупу, погибшему в 1103 году при битве русских и половцев.
— К историко-литературной традиции, естественно, нужно подходить критически. Эта версия восходит к сочинению Г.З. Байера, написанному в 30-х годах XVIII века. А он всё-таки был иностранцем, который пытался писать нашу историю. Но сказать, что он вообще неправ, нельзя. Он опирался на сведения польского историка XV века Мацея Стрыйковского. Стрыйковский, сообщая о гибели Асупа, указывает, что тот владел замком Азовом и что, несмотря на поражение половцев, Азов оставался принадлежать им. Байер по созвучию имён Асупа и Азова предположил, что Азов завоёван в 1067 году Асупом — именно тогда половцы разбили великокняжеское войско на реке Альте и стали опустошать русские земли — и потому получил от него своё имя. И, действительно, в XI веке на этих землях обитали половцы. В 1054 году они появились на границах Переяславского княжества, и с тех пор русские летописи начали отражать их взаимоотношения с русскими князьями.
— А как Вы относитесь к мнению археолога А.Н. Масловского, а также академика С.П. Карпова о том, что Азов на два века моложе, чем мы привыкли думать, что возникновение города надо привязать к периоду 1266-1269 годов, поскольку в 1269 году Азов впервые упомянут в дипломатической переписке, а правивший тогда хан Менгу-Тимур, который вёл мощную государствообразующую работу, пришёл к власти в 1266 году?
— А.Н. Масловский заявляет, и, вполне возможно, он прав, что Азов был основан... при ордынском хане Менгу-Тимуре, время правления которого — 1266-1282 гг. У нас есть монетка времени Менгу-Тимура. Но вот вопрос: при раскопках (и непосредственно на территории золотоордынского Азака), которые вела археолог С.М. Гончарова, найдена монета, датируемая ещё более ранним временем — временем правления хана Берке. Находка говорит о том, что уже тогда здесь существовало денежное обращение. Эта монета крымского происхождения, то есть, отчеканена на монетном дворе в Крыму. На ней имеется надпись по-арабски: «Помощь мира и веры». Но даты на ней нет.
Мы можем её датировать только временем правления Берке: 1257-1266. Я не исключаю, что уже тогда здесь было поселение. Тем более, что в годы правления Берке произошли важные события, косвенно указывающие на существование здесь населённого пункта. А именно. В 1261 году был заключён Нимфейский договор между византийским императором Михаилом Палеологом и Генуэзской республикой, разрешавший генуэзцам вести торговую деятельность в Чёрном море. Через два года был заключён договор между Византийской империей, Золотой Ордой и Генуей по вопросу работорговли. Рабов покупали в Золотой Орде и везли в Египет. Прямых сведений, что закупали рабов здесь, нет. Но потом Азак прославился именно как центр работорговли.
Интересен и такой момент: францисканский священник, путешественник Плано Карпини, которого Папа Римский направил ко двору монгольского императора, пишет, что константинопольские купцы закупали в низовьях Дона рыбу. Как считает академик Карпов, поскольку в это время в Константинополе безраздельно хозяйничали венецианцы, то «константинопольские купцы» — это купцы венецианские. Но конкретное место закупки рыбы снова не указано, хотя наш город, конечно, очень подходит. Во многих отношениях он на рыбе и вырос.
— Колония Тана появилась позже, чем Азак?
— Эти названия появляются практически в одно время. На западе всю эту территорию называли Тана, на востоке — Азак. Но она принадлежала Золотой Орде, и венецианцы с генуэзцами только арендовали землю. Росла Тана постепенно. Сначала приехали два-три купца, потом больше и больше, в 1333 году за венецианцами официально закрепили участок.
— Если исходить из версии, которой придерживаетесь Вы, нашему городу где-то две тысячи лет?
— Я бы так не говорил. Дело в том, что существует огромный хронологический разрыв, где-то с первой половины III века до середины XIII. Что здесь тогда было, мы не знаем. Мы очень мало копали в исторической части — на территории Азовской крепости, где жилой фонд мешает производить раскопки. Пройдёт не одно поколение археологов, пока будут установлены точные данные. И могут открыться совершенно неизвестные, яркие страницы. Во всяком случае, Карпов пишет, и Масловский это подтверждает, что здесь постоянно существовала греческая деревня. Артефакты могут появиться во время раскопок.
Или вот, хорошо бы провести исследования на острове, что находится напротив Азова, при впадении Азовки в Дон. Потому что М.М. Ковалевский, ещё до революции написавший статью по истории Таны, говорит, что напротив венецианского квартала есть остров, населённый аланами. Вот если бы разведки провести!
— Но он же совсем крохотный! Мог ли там кто-нибудь жить?
— Ну, мы же не знаем, каким он был в то время! В венецианских документах на постройку крепости говорится: напротив Водяной башни венецианской крепости имеется остров. Другого острова просто нет.
— Если бы Вы определяли, какую годовщину отмечать Азову, какой бы «возраст» Вы выбрали?
— Я бы не стал менять установленную дату.
— Почему?
— Да потому, что наука будет двигаться вперёд, и постоянно будут находиться новые даты. И что, каждый раз всё менять? Это нерационально. Лучше оставить то, что есть. Хотя надо признать, что версия об основании Азова в 1067 году высосана из пальца. Но и утверждать, что она вообще не верна, мы не можем. Слишком мало информации. Будут новые открытия, которые подтвердят или опровергнут эту теорию. Так что всё у нас ещё впереди.
У нас, кстати, имеется огромная масса ранних монет, которые мы пока что не можем привязать к какому-либо периоду. Это проблема всей нумизматической науки. Вот когда она её решит,— многое прояснится.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.