СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2015   2016   2017   2018
ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове
Посад Азова. Александро-Невская церковь.  Фото к. XIX-н. XX века.

Кто верит в Магомеда, кто в Аллаха, кто в Иисуса…

Продолжаем вести диалог со старшим научным сотрудником Азовского музея-заповедника Н.М. Фомичёвым. На этот раз обсуждаем деликатную тему — религию.

— Начнём с Золотой Орды. Николай Михайлович, сейчас вошло в моду понятие толерантности. Насколько мне известно, оно вполне уместно, если описывать отношение золотоордынцев, исповедовавших ислам, к другим религиям. Какие конфессии были представлены в Азаке?
— Множество разных конфессий и верований. Естественно, в качестве государственной религии был принят ислам. У кочевых народов процветало язычество. Например, археологи нашли в Азове около десятка онгонов (один неподалёку отсюда — при рытье котлована для здания военкомата) — это предметы языческого культа сибирских татар. Онгон — вырезанный из тонкой металлической фольги человечек. Люди верили, что душа человека заключена в эту фигурку, поэтому её нельзя было терять — это будто бы влекло за собой болезнь и даже смерть.
Жили здесь, естественно, христиане разных направлений — католики (венецианцы, генуэзцы, другие западноевропейцы), православные (греки, русские), представители армянской григорианской общины, а также иудеи.
— Неужели русские в Азаке тоже были?
— Русские чаще всего попадали сюда в качестве рабов. Мы находим древнерусские кресты-энколпионы — киевского происхождения, из других городов, откуда поступали пленники. Русских людей, по злой воле попавших в Золотую Орду, было много. Но приезжали и русские купцы. Известен купец XV века Ермолин, посещавший Азак и целый ряд других городов Северного Причерноморья — Кафу и пр.
— Почему мусульмане, ревностно относящиеся к другим религиям, проявляли такую терпимость?
— Это особенность внутренней политики золотоордынского государства. Дело в том, что оно было многонациональным, и, если бы были установлены жёсткие религиозные рамки, мира бы не получилось. А так, в общем-то, спокойно сосуществовали. В Сарае находился центр православной епархии. Известно, что в 1300 году в Тане уже был (а это только начало освоения города венецианцами и генуэзцами) католический епископ. Духовное лицо высокого сана.
— В зале «Азак-Тана» выставлена нашивная бляшка на женское платье в виде русалки. К какому культу она относится?
— Это вещь древнерусская, славянская. Русалки — покровительницы урожая, владетельницы небесных вод. Им поклонялись, приносили жертвы. Считалось, что русалки посылают на землю дожди.
— Какие культовые сооружения можно было увидеть в Азаке?
— Несомненно, здесь были мечети. Мы находим изразцы с изречениями из Корана, которыми обкладывались мечети по типу того, как это делалось в Средней Азии. А.Н. Масловский при раскопках нашёл культовое мусульманское сооружение.
Естественно, в венецианском и генуэзском кварталах были выстроены католические церкви. У венецианцев — церковь святого Марка, церковь святого Якова, церковь Богородицы. Францисканцы имели также церковь святого Франциска. В армянском квартале стояла церковь Григория-Просветителя. Об этом сообщают письменные источники. У евреев, конечно, был как минимум молельный дом — где-то же они собирались для молитвы и проведения обрядов. Мы точно знаем, что они здесь жили — об этом свидетельствуют письменные источники. Насчёт русской православной церкви нам ничего не известно, хотя русские люди, повторюсь, здесь были. Известно, что некоторые венецианские купцы выкупали русских из рабства для того, чтобы те стали католиками. Иногда они покупали русских рабынь, обращали их в католичество и женились на них.
— А что известно о греческой церкви в Тане?
— Действительно, здесь была греческая церковь Иоанна Предтечи.
— В турецком Азаке тоже была греческая церковь Иоанна Предтечи. Для неё было выстроено новое помещение, или она располагалась в прежнем, сохранившемся со времён Золотой Орды?
— Этого мы не знаем.
— Основание какой очень старой христианской церкви сохранилось в Азове?
— На перекрёстке современных улиц Ярославского и Петровского спуска в 1888 году членом императорской археологической комиссии Ястребовым были раскопаны остатки выложенного из каменных блоков фундамента какой-то церкви. Причиной, побудившей Ястребова начать раскопки в Азове, стала обнаруженная надгробная плита венецианского консула Иакова Корнаро с великолепной надписью, посвящённой его жизни. Корнаро отправили в Золотую Орду в качестве посла, одновременно он занимал должность консула в Тане, а два года спустя умер. Исходя из этого Ястребов считал, что это основание католического храма. Можно предположить, что это был фундамент церкви святого Марка. Сохранились завещания венецианских купцов, где они просят похоронить их в различных католических церквах.
— Каковы размеры церкви святого Марка?
— Квадратов двадцать пять.
— Небольшое сооружение. Может, это часовня?
— Нет, это всё-таки была церковь.
— Известно ли что-нибудь о проводившихся в азакских церквах обрядах, ритуалах?
— Да. Информация об этом дошла благодаря описанию конфликта между тремя греческими священниками и греческим митрополитом Симеоном. Центр митрополии находился на Кубани — там и жил Симеон, но он сумел прибрать к рукам все церковные сборы в трёх греческих православных приходах Таны и препятствовал крещению детей, если ему от этого ничего не перепадало. С жалобой на митрополита священники отправились аж в Константинополь. Патриархат несколько лет разбирал это дело и в конце концов заставил Симеона вернуть присвоенное. Сам Симеон, чтобы добиться своих целей, ездил даже к золотоордынскому хану и целовал ему ноги.
— Во время междоусобиц подвергались ли нападению, уничтожению представители других конфессий?
— Во время междоусобиц доставалось всем! Например, в 1410 году банда хана Пулада ворвалась в венецианскую колонию и стала сечь всех подряд. А там, помимо венецианцев, жили татары, евреи, армяне, греки.
Несколько лет назад археологи раскопали следы побоища, которое относится к концу 60-х годов XIV века. К сожалению, о нём ничего не упоминается в источниках. В этом массовом захоронении покоилось более 180 человек. Судя по антропологическим данным, среди погибших были монголоиды и представители народов Кавказа.
Захоронение располагалось рядом с общежитием АГГТК. Обнаружено оно совершенно случайно. Археолог Игорь Гордин проходил мимо и увидел, как из экскаватора во время строительных работ валятся человеческие кости. Кстати, многие останки так там — в стенках — и остались, дальше нельзя было копать. Отрубленные черепа лежали отдельно. Среди них был череп девочки 13-ти лет с подвеской в виде буквы s, характерной для Золотой Орды. Люди были навалены кучей, лежали в разных позах. Скорей всего, они погибли зимой, а весной их сложили вместе и захоронили. У одного из убитых нашли кошелёк с 20-ю медными и двумя серебряными монетами. Это был кошелёк для повседневных нужд, принадлежавший рядовому горожанину.
Следы побоищ археологи встречали и в других частях города.
— А что принесло с собой печально знаменитое побоище, устроенное Тамерланом в 1395 году?
— В «Книге Побед» Тамерлана об этом событии повествуется так: «Последовал обязательный приказ мусульман отделить от христиан и всех неверных придать мечу джихада». Сколько людей погибло, мы не знаем. Очень многих брали в плен — татар, венецианских купцов. Потом... ...их выкупали. И даже венецианского консула, который перед тем нанёс визит Тамерлану и просил не трогать город, — тоже пленили. Братья выкупили его лишь спустя три года.
— Очень интересен период, когда территория Приазовья входила в состав Хазарского каганата, где в качестве государственной религии был принят иудаизм.
— Явных следов поселения, относящегося ко времени существования Хазарского каганата, на месте Азова нет. Большой хазарский центр и крупная иудейская община существовали поблизости — на Тамани. Как известно, перед принятием Русью православия князя Владимира посетили представители разных религий, в том числе иудеи из Тмутаракани (центр в Тамани — З.С.).
У нас в дельте Дона, возле хутора Рогожкино была обнаружена надгробная мраморная плита с надписью на иврите — экскаваторщик наткнулся на неё при чистке канала. На Тамани такие плиты попадаются довольно часто. На плите из Рогожкино были следы использования для хозяйственных нужд.
— В период Хазарского каганата, надо понимать, здесь впервые получила распространение монотеистическая религия?
— В Хазарском каганате только верхушка приняла иудаизм, а остальные были язычниками, исповедовавшими многобожие. Например, большинство кочевников-тюрков почитали бога Тенгри — это чисто тюркское божество. Часть аланов к тому времени уже перешла в христианство, часть оставалась язычниками.
— Во что верили меоты?
— Они тоже поклонялись языческим божествам, связанным с земледельческими культами. Например, Матери-Земле. Мы находим спаренные сосудики, которые они зарывали в землю с просьбами дать небесную влагу для будущего урожая.
При раскопках Подазовского городища были найдены глиняные идолы — скорей всего, это покровители домашнего очага. На Крепостном городище археолог П.Н. Яглов нашёл терракотовую статуэтку греческой богини Тюхе. Это богиня счастья и удачи. Огромную статую этой богини воины Александра Македонского несли впереди войска в походе на персидского царя Дария.
— Из найденных археологами артефактов верований какие самые древние?
— Относящиеся к периоду энеолита-бронзы.
— Сколько мечетей было в турецком Азаке?
— Турецкий путешественник Эвлия Челеби сообщает о трёх соборных мечетях: Баязида Вели с деревянным минаретом (находилась в бывшем венецианском квартале), Зинильбея в среднем городе рядом с дворцом паши и дворцовой мечети Реджеб аги с каменным минаретом в Земляном городе. А сколько было простых мечетей — неизвестно.
— Турки отличались веротерпимостью?
— Нет. Они притесняли греческую православную церковь Иоанна Предтечи. К этому времени они уже завоевали Константинополь, так что делали всё, что хотели.
Греческая диаспора в Азаке была многочисленна — греки знали эти места с тех самых пор, как они стали подконтрольны Византийской империи. Какое-то время здесь была греческая деревня.
— Греческая церковь Иоанна Предтечи в золотоордынском Азаке — это самый первый православный храм в истории Азова?
— Есть сведения, что в Петербургской академии архитектуры имеется план церкви Иоанна Предтечи, которая была здесь уже в X веке.
— Кто мог её построить? Греки?
— Да. Дело в том, что мы находим на территории Азова византийские монеты этого периода.
— Какие церкви имелись в Азове, когда в 1637 году крепость захватили донские казаки?
— Греческая церковь Иоанна Предтечи. Ещё казаки возвели церковь Николая Чудотворца. — Эти храмы упоминаются в «Исторической» и «Поэтической» повестях об Азовском осадном сидении. Были и другие церкви — каких-то московских святых.
— Казаки после захвата крепости разрушали турецкие мечети?
— Специально их никто не разрушал. Казакам было не до этого.
— В активную стадию церковное строительство вошло, надо полагать, после завоевания Азова Петром I?
— В то время, когда Пётр совершал поход на Азов, в церквах России переливали колокола на пушки — этого требовала политика расширения государства. Для этих целей привлекались и средства церквей. Но в Азове царь считал крайне необходимым укрепить православную веру. Так, здесь был выстроен крупнейший на Дону мужской монастырь Иоанна Предтечи. В него делали пожалования все — и Пётр, и его сподвижники. Передавали церковные книги, утварь, деньги. Этому монастырю были предоставлены большие льготы. Рыбу можно было ловить в неограниченном количестве. Известно, что монастырь имел свои улья аж под Чалтырем!
— Сколько храмов было в Азове перед революцией?
— Церкви три было: Александра Невского, Успения Богородицы, Иоанна Предтечи. В музее есть фотография 1940 года, на которой видны сохранившиеся к тому времени стены церкви Александра Невского.


Уважаемые читатели, если у вас есть интересные вопросы к Н.М. Фомичёву, — пишите, звоните, задавайте. Предлагайте темы для беседы.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.