СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Разыскивает Северный флот (продолжение)

...Но мечтам о возвращении домой – на донскую землю не суждено было сбыться...
Прошло долгих 47 лет, и лишь теперь, после снятия грифа «СЕКРЕТНО», мы можем рассказать о судьбе мичмана Устенко А.А. и подвиге экипажа атомной подводной лодки «К-8».
Ночью 17 февраля 1970 года АПЛ «К-8» вышла из базы Гремиха на боевое патрулирование в Средиземное море. Все знают, что холодная война тогда была в самом разгаре. Командовал АПЛ «К-8» капитан 2 ранга Всеволод Борисович Бессонов.
Поставленные задачи длительного похода были выполнены, и в начале апреля АПЛ легла на обратный курс в базу.
Вдруг последовало новое указание — сменить курс и следовать в северную Атлантику на учения под кодовым названием «Океан», приуроченные к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. По сигналу были подняты силы всех флотов Советского Союза – Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского.
8 апреля 1970 года лодка двигалась в точку назначения. Шла обычная размеренная жизнь, каждый занимался своим делом согласно расписанию, когда неожиданно взвыла сирена аварийной тревоги. Ничего не предвещало беды, но вдруг последовало сообщение о пожаре в 3 и 7 отсеках.
Лодка находилась в подводном положении на глубине 160 метров. Командир Бессонов дал приказ на экстренное всплытие. Когда субмарина всплыла, появилась надежда, что с пожаром удастся справиться, но огонь распространялся стремительно. В седьмом отсеке загорелась регенерация, которую ничем потушить нельзя. Сработала аварийная защита одного атомного реактора, а второй реактор команда могла заглушить только вручную. И тогда четыре офицера боевой смены главной энергетической установки, зная, что обратного пути уже не будет, задраили за собой люк пульта управления ГЭУ, находящийся в горящем 7 отсеке, и, погибая, всё-таки заглушили реактор. Последними их словами по громкой связи были: «Реактор заглушен. Не поминайте лихом».
Погибая, офицеры выполнили свой воинский долг и дали своим товарищам по экипажу шансы на спасение. Экипаж составлял 125 человек. 73 из них остались в живых. Но это стало известно потом...
Когда лодка всплыла, выяснилось, что в 8 отсеке, в котором находился мичман Устенко в момент тревоги, заклинило люк. Как более опытный, мичман помогал молодым матросам включиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА и противогазы. Отсек быстро загазовывался. Когда уже сверху люк 8 отсека удалось отдраить, из 19 человек осталось в живых только четверо. При перекличке выяснилось, что за ночь 30 человек погибли в результате пожара. Среди погибших были и трое земляков из Ростовской области. Кого-то удалось поднять на верхнюю палубу, а кто-то остался в задраенных горящих, дымящихся и отравленных отсеках, куда невозможно и нельзя было войти. Оставшиеся в живых продолжили борьбу за живучесть атомохода.
Лишь на третьи сутки на беспомощную субмарину «натолкнулся» болгарский сухогруз «Авиор». Подводникам повезло – капитан сухогруза был русским. Это был мурманчанин Рэм Германович Смирнов. Помощь была оказана незамедлительно. Установили связь с Москвой. На помощь вышли спасательные суда, но очередная неожиданность – разбушевался шторм, и взять на буксир огромную лодку было невозможно.
Однако, командир предпринимал все усилия для того, чтобы спасти лодку, престиж и секреты страны. Промучившись до самого вечера 11 апреля, было принято решение переждать до утра. Находиться на лодке уже можно было только в рубке, поэтому на борту «К-8» осталась только одна боевая смена — 22 человека — только самые опытные, и нужные по специальности.
В ночь на 12 апреля трагедия подошла к своему финалу – перевернувшись на корму, атомоход затонул, унося с собой и живых, и мёртвых. Спасти никого не удалось...
Радиоактивный фон в месте гибели подводной лодки был и остаётся в норме до сих пор. А это значит — экипаж АПЛ «К-8» выполнил свой воинский долг до конца!
Гибель «К-8» совпала с Днём космонавтики. Это была первая потеря отечественного атомного флота.
О трагедии молчали. На информацию о случившемся был наложен гриф «совершенно секретно». Страна готовилась к юбилею В.И. Ленина. Лишь в мае стали оповещать семьи погибших подводников «К-8». Сообщали кратко: «Ваш муж (сын) погиб и захоронен в море»… Убитая горем мать М.С. Устенко вернулась в Павловку одна.
Закрытым Указом от 26 июня 1970 года все погибшие были представлены к наградам. Всеволод Бессонов — к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Остальные погибшие члены экипажа — к ордену Красной Звезды.
В 1974 году в Гремихе торжественно открыли памятник «Погибшим в океане». Но на нём не было даже обозначения лодки. В историю памятник вошел как «секретный монумент».
В 2009 году начала работу поисковая группа «Морская вахта памяти» Государственного Университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. В результате найдены более 30 семей погибших подводников АПЛ «К-8». Выпускники- макаровцы — работники торгового флота выполнили забор воды с места гибели «К-8». В Санкт-Петербурге изготовлены именные капсулы. Ветераны 7 дивизии СФ, группа «Морская вахта памяти» ГУМРФ и Совет родственников «Памяти экипажа АПЛ «К-8» привозят эти капсулы для захоронения в родной земле. Вся работа проводится в свободное время, по личной инициативе, без финансирования. На малой родине подводников устанавливаются мемориальные доски и памятные стелы при поддержке администраций на местах. Сегодня это 31 регион России. Работа поднята на всероссийский уровень.
Поисковая группа ГУМРФ обратилась за помощью к военному комиссару Трушину А.П., затем в Павловскую школу. Данные архивной справки 47-летней давности были очень скудные. Руководитель группы Русина М.А. связалась с учителем Павловской школы Бугаенко Л.П., которая сразу включилась с учениками в поисковую работу. Благодаря её неравнодушию стала появляться информация о семье Героя-подводника мичмана Устенко. Это семья фронтовика Устенко Антона Исаевича. Много лет в Павловской школе работает поисковый отряд.
Хочется надеяться, что эта статья не оставит равнодушным никого, и если кому-то что-то известно о родственниках Устенко А.А., — просим откликнуться. Надеемся, что найдётся его сын Николай. Память о героях-подводниках должна быть сохранена, и должна быть восстановлена историческая справедливость по отношению к подвигу экипажа АПЛ «К-8».
Отклики ждём по телефонам:
8(960)781-6946, Князева Эля Густавовна, Совет родственников АПЛ «К-8», г. Новосибирск.
8(928)755-0700, Бугаенко Любовь Павловна, Павловка, Ростовская область.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.