СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Шумит базар, гудит базар…

Сегодня с помощью старшего научного сотрудника музея Н.М. Фомичёва мы побываем на всех рынках, которые когда-либо находились на территории Азова, поскольку именно рынок является средоточием жизни каждого поселения и лучшей её характеристикой. Квинтэссенцией страстей, нравов, бытовых условий, традиций, присущих здесь и сейчас живущему обществу.— Мне кажется, рынки должны были появиться в незапамятные времена. Когда на месте Азова образовался первый рынок?
— Несомненно, он появился в первые века нашей эры, когда здесь были основаны два меотских городища – Подазовское и Крепостное. В обоих велась торговля. Основной рынок Нижнего Подонья находился тогда в Танаисе. Туда заходили и разгружались греческие галеры. И оттуда товары развозились по меотским поселениям. Но мы не исключаем и того, что отдельные боспорские корабли напрямую заходили к нашим берегам – к Паниардису и Патарве.
— Почему именно боспорские?
— Потому что данная территория, и Танаис в том числе, входила в состав Боспорского царства. Купцы привозили продукцию из Средиземноморья, из мастерских Боспорского царства.
— Давайте уточним, где располагались городища…
— Подазовское находилось на западной окраине нынешнего Азова (в народе называемая Хуторок). В 1911 году его территорию перерезала железная дорога. При её строительстве инженер Прозрителев собрал какие-то интересные артефакты. Куда они исчезли, мы не знаем. Не исключено, что находятся они в Ставропольском музее, потому что именно туда поступила в своё время принадлежавшая Прозрителеву коллекция. В частности, мне известно, что там было много формочек, собранных на территории золотоордынского Азака. Предназначались такие формочки для изготовления праздничных лепёшек.
Крепостное городище располагалось прямо в центре: начиная от того места, где находится наша администрация, гостиница «Солнечная», вплоть до валов азовской крепости.
— У каждого из поселений была торговая площадка, или рынок в том месте, где пришвартовывались корабли?
— Рынок, скорей всего, был в портовой части, тем более, что располагалась она на низменности, тогда как сами городища были выстроены на возвышенностях. О рынке Подазовского городища мы вообще пока что ничего не можем сказать. Вероятнее всего, торговля была сосредоточена вблизи Крепостного городища.
— Что можно было купить на меотском рынке?
— Ну, из местных товаров, конечно, донскую рыбу. Её покупали и сами жители городищ, ведь не все они занимались рыбной ловлей: кто-то – земледелием, кто-то — ремеслом. Греческие купцы также могли закупать здесь рыбу, но солёную, чтобы везти в города Боспорского царства и даже, быть может, дальше – в Средиземноморье. Как они могли консервировать рыбу, нам пока неизвестно.
— А что привозили сюда?
— В первую очередь, амфоры с вином и оливковым маслом. Греческую посуду – красноглиняную, краснолаковую, которая производилась в мастерских Боспорского царства. Однако надо иметь в виду, что здесь, помимо привозной, была ещё и местная сероглиняная керамика, которую изготовляли сами меоты.
— Сейчас наш регион – флагман по производству и продаже зерна. Но ведь меоты тоже активно выращивали зерно. Его продавали?
— Какая-то часть зерна, естественно, оставалась для местного потребления, какая-то, видимо, всё- таки продавалась.
— Было ли на территории городищ денежное обращение?
— Естественно. Хоть и редко, но мы находим на территории Крепостного городища античные монеты.
— Перенесёмся в Золотую Орду. Вот здесь, наверно, рынок был просто роскошным?
— Нужно отметить, что в эпоху Золотой Орды действовал Великий шёлковый путь. Он заканчивался в Тане. И сюда, естественно, поступали какие-то восточные товары.
Вообще Великий шёлковый путь существовал уже в I веке нашей эры. Так что среди находок восточного происхождения встречаются те, что датируются первыми веками нашей эры. Это, например, фалары из знаменитого клада близ химскладов. Впрочем, они сюда могли попасть отнюдь не торговыми путями, а после военных походов местных аланов на восток – в Парфию, Иран. Например, при раскопках И.В. Гудименко в Красногоровке был найден нож с костяной ручкой, на которой изображён сидящий на троне парфянский царь. Скорей всего, этот предмет был частью военной добычи.
Потом Великий шёлковый путь был забыт и возродился во времена Хазарского каганата. Тогда конечным пунктом его был Саркел – это в районе Цимлянского водохранилища.
Во времена Золотой Орды купцы, в первую очередь, венецианские и генуэзские, вновь наладили торговлю восточными товарами. Трасса Великого шёлкового пути вновь начала действовать в начале XIV века. Но торговля с востоком велась ещё до того, как она сложилась. В XIII веке Марко Поло сообщал, что купцы через Тану добирались до Тебриза (Иран). Об этом свидетельствуют и монеты – здесь найдено значительное количество медных и серебряных монет монгольской династии Ирана.
Чтобы съездить на восток и обратно, требовалось как минимум два года. Но длительность пути западноевропейских купцов не пугала. Их интересовали товары из Индии, Афганистана, Китая, Персии. Например, известно, что венецианцы и генуэзцы привозили персидский шёлк – по качеству он был выше китайского.
В 1306 году венецианцы вместе с послом хана Токты добрались до столицы Китая Гамалекко.
Нужно иметь в виду, что Азак получил толчок к развитию благодаря порту, который обслуживал трассу Великого шёлкового пути. Торговля дала импульс развитию ремёсел. И, самое важное, она приносила живые деньги. А вместе с ними появилась возможность строить, развивать другие сферы жизни.
Окончание на стр. 23
(Окончание. Нач. на стр. 11 )
— Рынки тогда выглядели примерно так же, как сейчас? – Стояли прилавки и пр…
— Несомненно. В Тане даже было построено здание, где купцы заключали сделки. Например, при покупке рабов. На каждого раба составлялся отдельный нотариальный акт. Некоторые такие документы дошли до наших дней. В них оговаривается, что раб – это уже не человек, а вещь. Владелец может сделать с ним всё, что взбредёт в голову. Убить, подарить и пр. – всё это перечислялось.
Рабы поступали в Тану из различных мест. В первую очередь, из самой Золотой Орды. Особенно усиливалась работорговля в периоды нестабильности, междоусобицы, когда ханы соперничали между собой. Победитель брал людей в плен и продавал их на рынке, переводя, таким образом, добычу в деньги.
Помимо этого, были профессиональные работорговцы – венецианцы, генуэзцы, флорентийцы. Они специально ездили по всему Северному Причерноморью, Приазовью, чтобы купить рабов. А потом их перепродавали.
— Сколько стоили рабы?
— Судя по нотариальным актам, от 200 до 600 серебряных монет. Для сравнения: татарская лошадь стоила 80 серебряных монет.
— Кто ценился особо высоко?
— Венецианцы и генуэзцы ценили татарок, потому что те отличались преданностью. Своего мужчину они воспринимали как господина. Ценились черкешенки. Отдельные купцы-работорговцы специально ездили за ними на Кавказ. И богатые черкесские феодалы продавали тех в рабство.
— А что насчёт русских рабов?
— Упоминания о них в источниках немногочисленны. В госархиве Венеции хранится картулярий нотариальных актов 60-х гг. XIV века, составленный венецианским нотарием Бенедитто Бьянки за три-четыре года. Среди документов картулярия часто упоминается флорентиец, специализировавшийся только на работорговле, продавший где-то 220 человек. И среди них были в основном татары. Дело в том, что часть населения Золотой Орды беднела. Если татарин привозил из похода какую-то добычу, то мог покрыть свои долги. В противном случае был вынужден продавать в рабство собственных детей.
— То есть, основную часть рабов составляли татары?
— В 60-е годы XIV века – да, в другие годы по-разному. Но всё равно татары оставались основным контингентом для рабовладельческого рынка.
— При торговле использовалась разная валюта, или нужно было менять её на местные деньги?
— На местном рынке вращались золотоордынские монеты. Медные и серебряные. Так, составление нотариального акта стоило примерно одну серебряную монету. Нотариус мог за день составить 3-4 таких акта. Интересно, что серебряные монеты должны были иметь строго фиксированный вес. Однако все они отличались от эталона – были то чуть больше, то чуть меньше, хотя надпись на них удостоверяла, что все они равнозначны. В Азаке работал свой монетный двор. Деньги выпускались с арабскими надписями. На серебряной монете обычно писалось: с одной стороны — «Хан справедливый Узбек. Да продлит Аллах его царствование»; с другой изображалась ханская таньга, были указаны место выпуска – «чекан Азака» — и год по мусульманскому летоисчислению.
Обмен валюты производили специальные менялы.
— Можно ли было купить на рынке Таны дорогую посуду, которая выставлена в экспозиции, – кашинную, селадоновую? Или её привозили под заказ?
— Селадоновую посуду (она представлена у нас во фрагментах) делали в Китае, кашинную – в основном в персидском Иране, странах Средней Азии. Её привозили купцы. Естественно, купить её могли только богатые татары. Нужно сказать, что секрет производства селадона утрачен, и возродить его не удаётся.
— Сколько она стоила?
— Мы не знаем. Нужно учитывать ещё то, что один и тот же товар на рынках Приазовья мог стоить по-разному. Точно так же, как и сейчас. Есть легенда, что за селадоновую посуду в Западной Европе какой-то аристократ отдал своё крупное владение.
— Вы как-то говорили о фруктах – содержимом двух блюд в сгоревшем жилище. Они явно были не местного производства. Как они могли сюда попасть? Как удавалось сохранить их товарный вид?
— Как этого добивались, я не знаю. И как доставлялись, неизвестно. Мы просто нашли их и зафиксировали факт: да, люди могли это купить. Нет и сведений, что эти фрукты производились на месте. Хотя не исключено, что в Золотой Орде были свои виноградники. Например, на территории Дагестана.
— Чем отличались рынки турецкого и золотоордынского Азака? Ведь, в принципе, существовала та же работорговля, та же рыба была в ходу...
— В золотоордынском Азаке венецианские и генуэзские купцы закупали и везли в Европу засоленную местную рыбу, а также рыбу, которую добывали в низовьях Волги. Отличие в том, что поменялось значение города. Если раньше, в XIV веке это был огромный Караван-сарай, город сплошной торговли и торгашей, то во времена турок он стал крепостью, базой для наступления на соседние государства. Здесь стоял гарнизон. Гарнизону нужно было питаться. Значительная часть питания привозилась на турецких кораблях. Но поставки его были несвоевременными, жалованье часто задерживалось – по разным причинам. Кстати, в венецианской колонии баллистарии, охранявшие крепостную стену, тоже получали жалованье. Его должна была выплачивать консульская контора. И венецианская коммуна, как и Порта, задерживала выплату — на два-три года, тяжбы по возвращению денег тянулись годами.
Чем отличался рынок? – Товары, которые продавались здесь, привозились из разных городов Османской империи. Они являются артефактами совершенно другой культуры. Привозились турецкие трубки. Из Кютахьи — чашечки для питья кофе. Я уже не говорю о вооружении и питании.
— Азов называли султанским рыбным двором. Это в каких же количествах вывозили отсюда рыбу?
— Такое название говорит лишь о том, что рыба отсюда поступала непосредственно на стол султана. Султан имел монопольное право на всю рыбу из Азака.
— Чем отличалась работорговля?
— Во времена Османской империи татары, находившиеся в вассальной зависимости от турок, жили работорговлей. Крымские и ногайские татары, что жили под Азовом, объединялись, к ним присоединялись аскеры из Малой Азии, и ходили в походы на окраины Руси. Захватывали там людей и привозили в Крым, в Азов, продавали турецким купцам, которые везли их дальше.
— Когда Пётр I взял Азов и оставил здесь гарнизон, людям на вновь завоёванной территории жилось настолько худо, что никакие льготы не помогали удержать их здесь. А рынки в то время, учитывая скудость существования, были?
— Рынок был одной из форм, благодаря которой люди выживали.
— А где брали товар для продажи?
— Ну, например, у стрельцов была льгота на ловлю рыбы. И они продавали пойманную рыбу. Её вынуждены были покупать те, кто не имел такой льготы.
— Где находился рынок в Азове в начале XX века, и что там продавали?
— Находился на территории Петровской площади. Казаки из селений дельты Дона в четыре утра уже стояли со свежей рыбой за прилавком. Ближе к обеду некондиционный товар – с запашком и пр. – оставляли. Его разбирала беднота.
— В прежние времена как-то соблюдались санитарные нормы?
— Да. Раз кубуры (керамические трубы) находим, значит, в Золотой Орде существовала канализация. И весь мусор, чтобы не роились, не плодились мухи, ссыпался в хозяйственные ямы и забутовывался – сверху пересыпался землёй.
— Из всех рынков разных эпох какой был самый колоритный, отличающийся разнообразием товара?
— Конечно, золотоордынский, потому что, судя по находкам монет, над этим местом витал торговый дух. Рынков на территории Азак-Таны было множество. Все жители были заражены болезнью продавать. Кто-то рабов, кто-то 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.