СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Хутор Павло-Очаково (2 часть)

...Наш земляк — Александр Аксёнов (сын Зои Александровны Михиденко), который плодотворно работает в Ростовском государственном архиве, нашёл в «Ревизской сказке» (переписи) деревни Павловки Очаковской за 1835 год следующие фамилии крестьян:
Мирошник, Мирошниченко, Светлицкий, Лебеденко, Голубенко, Мутиленко, Удовенко, Шелекипа, Мищенко, Андриевский, Олейниченко, Греков, Ткаченко, Дубровенко, Ищенко, Гавриленко, Потыкун, Вышневицкий, Сыдаренко, Безпилет (?), Коваленко, Дриненко (?), Мытовенко, Сидоренко, Килирний, Тимошенко, Иваженко, Соболевский, Луговой, Жученко, Волошенко, Кулишь, Колесниченко, Кишпопаль, Скорик, Неревитов (?), Матовенко, Ривниченко, Соловченко, Коваленко, Кравец, Савченко, Щадный, Литвиненко, Дьяченко, Науменко, Косенко, Бережной, Ковтун, Грищенко, Швидченко, Корниенко, Назаренко, Жоглик, Потапов, Отриблинский, Миловинов, Говор, Мартиненко, Бровченко.
Александр предполагает, что данные крестьяне были первыми жителями нашего хутора.
В 1858 году в Павловке Очаковской насчитывалось 24 двора с 199-ю жителями в них. Она входит в Семибалковскую волость, в которую также входили хутор Страшной, хутор Стефанидино-Дар и поселение Лизетино.
В простонародии хутор Павло-Очаково называют «Страшна». Возникает вопрос: — «Кто основал хутор Страшный?»
Вероятнее всего, что он возник из переселённых Павлом Сарандинаки крепостных крестьян деревни Марьевка, доставшихся ему по раздельному акту 1829 года. Нам известно, что Павел был обязан переселить своих крестьян на свои земли. А это 197 крестьян села Маргаритовки и 43 жителя деревни Марьевка. Как мы знаем, в 1858 году в Павловке Очаковской насчитывалось 199 человек из Маргаритовки.
Тогда непонятно, куда были переселены 43 человека из Марьевки. Скорее всего, Павел по каким-то причинам не захотел объединять в одной деревне жителей двух разных населённых пунктов и основал из Марьевских крестьян отдельный хутор – Страшный.
Своё название хутор получил, как пишет исследователь Федотова, «от соседней балки Страшная и передававшихся о ней рассказов о грабежах и разбоях в прежние времена».
В 1862 году Павел Федорович Сарандинаки умирает, и деревня Павловка Очаковская вместе с хутором Страшный переходит к его жене, двум сыновьям Николаю и Ипполиту и дочери Марии.
5 марта 1862 года Николай и Мария написали доверенность своему брату Ипполиту на управление деревней Павловки Очаковской и хутора Страшного.
22 мая 1862 года Ипполит Сарандинаки, по доверенности от остальных наследников, без участия крестьян, составил и подписал уставную грамоту деревни Павловка Очаковская и хутора Страшного. Павлово-Очаковское общество «не изъявило согласия подписать уставную грамоту». Тем не менее, грамота была введена в действие.
В 1863 году состоялось соглашение Ипполита Павловича и коллежского советника Константина Знаменского (поверенного турецко-подданного князя Джурича) с временно обязанными крестьянами деревни Очаковской и хутора Страшный. По этому соглашению крестьянам была подарена четверть отведённой им по уставной грамоте земли «с переселением крестьян деревни Павловки Очаковской на хутор Страшный».
Чисто с «хозяйственной» точки зрения это переселение обоснованно. Расположение хутора Страшный было более выгодным, чем деревня Павловка (Очаковская). Хутор располагался в балке, которая имела понижение и прямой, беспрепятственный выход к берегу Азовского моря. До родникового слоя воды колодцы копали на глубину 8-10 метров. В то время, как Павловка Очаковская (Коммунна) находилась на крутом, глинистом обрыве высотой до 15-20 метров. В связи с этим, в ненастную погоду подъезды к домам были очень затруднительны. К тому же, воду качали из колодцев, которые были расположены у подножья обрыва, с помощью водокачек на конном приводе.
Далее информацию об истории нашего хутора снова предоставил Александр Аксёнов, который получил её от исследователя нашего региона Дмитрия Зенюка:
— В 1863 году Очаковская экономия принадлежала турецко-подданному князю Джуричу Василию Трифоновичу. Но уже в 1867 году Джурич является единственным владельцем деревни Павло-Очаковки и всей земли при ней.
В 1879 году его жена Екатерина Егоровна с аукционных торгов продала имение мужа генерал-майору Зубову Алексею Алексеевичу.
Через некоторое время Павло-Очаковка переходит к дочери генерала Зубова – Екатерине Метелевой, жене надворного советника Николая Савельевича. К концу 1890-х годов Екатерина и Николай развелись. В 1898 году Николай Метелев, заведовавший до этого делами своей бывшей жены, покупает у неё половину её земель. Вторую половину Екатерина, носящая уже фамилию Монселлес, подарила своим детям. Позже имение и все земли были проданы по частям разным лицам»...
Прикладываю карту Павло-Очаково по состоянию на 1938 год. На ней кроме Павло-Очаково указана и наша Коммунна под названием «Социалистические Всходы».
Надеюсь, что эта тема будет продолжена совместными усилиями. Прошу Вас делиться рассказами и легендами об истории Павло-Очаковки, которые слышали от своих родных…
Есть данные о фамилиях семей, которые проживали в х. Павло-Очаково, по состоянию на 1903 год. Эти жители брали кредит в «Поземельном крестьянском банке», и потому их фамилии нам известны:
Грищенко, Гриценко, Дибров (2), Ерохин, Жиров, Ищенко, Карпенко (5), Ковтун (8), Квитка, Кривенко, Корниевский (2), Ковтуненко (2), Литвиненко, Лобов, Мирошниченко, Митрофанов, Мотуленко, Науменко (7), Новиков, Николаенко (2), Некрасов (2), Потыкун (5), Потапов (2), Руденко (3), Ракитин, Светлицкий (3), Стефанов, Симаков, Скорик, Трофимов, Тютюнченко (2), Тарасов, Удовенко (3), Чередниченко (10), Шевченко, Щадный (2).
Цифры в скобках означают количество самостоятельных семей в списке.
Нельзя говорить, что больше не было других фамилий. Возможно, остальные не оформляли кредит, но эти жили в Павло-Очаково точно.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.