СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Money, Money, Money

Накануне международного Дня музеев мы продолжили со старшим научным сотрудником АМЗ Н.М. Фомичёвым беседу о том, какие филиалы нашего музея могли бы появиться в Азове.

— Николай Михайлович, в прошлый раз Вы говорили о необходимости создания музея нумизматики. В связи с этим вопрос – оправдано ли возникновение его в плане интереса посетителей, значительности музейной коллекции нумизматики, где он мог бы расположиться?
— На самом деле, название «Музей нумизматики» — условное. Там будут представлены также фалеристика, геральдика, бонистика – всё, что связано с наградами, деньгами. Материала в музее просто море. Идею его создания поддерживал бывший наш директор А.А. Горбенко. Был разговор о том, чтобы открыть нумизматический музей в здании на Дзержинского (бывшая школа). К сожалению, площади там для этого недостаточные. Необходимо более обширное помещение. Нумизматические выставки в музее пользуются спросом и вызывают большой интерес. Когда я, бывало, водил экскурсии, очень многие спрашивали меня – а где же монеты, где же бумажные деньги? где их можно посмотреть?
Благодаря участию в нумизматических конференциях мне известно, что в разных городах то и дело появляются музеи нумизматики. Такие музеи открылись в Москве, в Питере. Ну, если есть интерес со стороны посетителей, — почему бы не создать? Тем более, что, повторю, материала очень много.
— Нумизматика – одно из направлений, на котором Вы специализируетесь. Уточните, какой период Вы исследуете.
— Я занимаюсь золотоордынским периодом нашего города, и моя тема звучит так: «Денежное обращение золотоордынского Азака в XIII-XV веках».
Нужно сказать, что из археологических раскопок у нас ежегодно поступает в фонды от 800 до 1500 монет разных периодов. Из них приблизительно 90% — это монеты Золотой Орды. Из них 95% — медные монеты. Помимо медных монет в наших фондах имеются крупные коллекции серебряных монет. В основном они из кладов. Такой крупный клад был обнаружен в 1962 году возле современного больничного корпуса при рытье траншеи. В нём насчитывалось 1750 монет. Причём среди них были не только золотоордынские, но и византийские. В кладах того периода часто встречаются иноземные монеты. Это свидетельствует о развитых торговых связях той эпохи.
— В чём своеобразие золотоордынского периода истории города в контексте нумизматики?
— В XIV-XV веках в Азаке существовал свой монетный двор. Монеты его широко распространялись по территории Золотой Орды. В различных музеях имеются значительные коллекции, особенно серебряных монет из Азака. Помимо этого, современные нумизматы создали в интернете сайты, где все находки выставляются — их можно зафиксировать. И там тоже огромное количество монет нашего монетного двора.
В связи с этим возникает вопрос – когда начал работать азовский монетный двор? Франческо Пеголотти, агент флорентийского торгового дома Барди написал знаменитый справочник для путешественников по Великому шёлковому пути в Китай, расписал этот путь буквально по дням. Дал купцам много важных советов. В своей книге он пишет и об Азакской средневековой цекке – так на Западе назывались монетные дворы. Пишет, что здесь был свой монетный двор, который чеканил медные и серебряные монеты. Большой интерес представляет для науки соотношение между стоимостью медных и серебряных монет: один аспр (итальянское название серебряной монеты) соответствовал 16-ти фалери. Или – по-татарски: один данг приравнивался по стоимости к 16-ти пулам.
— Сохранились ли сведения, что сколько стоило в Азаке, каков был средний заработок?
— Такой информации нет, зато есть другая информация. Известно, что в Золотой Орде стоимость лошади – маленькой татарской лошадки – была 80 дангов. Стоимость рабов (это мы можем проследить по нотариальным актам по купле и продаже) колебалась от 200 до 600 дангов. Стоимость заключения договора у нотариуса (нам известно лишь одно такое упоминание) – один аспр. То есть, нотариальный акт составлялся за одну серебряную монету.
— Есть ли в музее монеты золотоордынского периода, иноземные, которых нет больше ни в одной коллекции?
— Приведу такой пример. Азак торговал с ильханским Ираном в XIV веке. Крупнейший исследователь ильханских монет Омер Дилер издал великолепный каталог. Мы определяем по нему монеты. И нужно сказать, что некоторых монет, которые есть у нас, в каталоге нет. А ведь в нём собраны образцы со всего мира. И это естественно. В разных местах находят археологи монеты, которые учёным ещё не известны..
У нас в нумизматическом собрании находится немало интересных иноземных монет. Например, в золотоордынской яме археологи нашли армянскую монету XII века, династии Бектимуридов. Эта монета нумизматам хорошо известна, но как она попала сюда, одному Богу известно, потому что яма датируется XIV века, а монета – XII века. Города тогда ещё не было.
Или, например, в котловане под строительство возле музучилища нашли монету Киликийской Армении. Судя по отверстию у края монеты, это монисто – то есть, монета служила украшением у какой-то женщины. Она его, видимо, потеряла. И снова возникает вопрос – как монета сюда попала? Известно, что в XIII-XIV вв. часть армян была вынуждена переселиться в Золотую Орду. Потом они переселились в Крым. По пути из городов Поволжья в Крым часть из них задержалась в Азаке. В XIV веке здесь был армянский квартал, армянская церковь Георгия Просветителя.
Большой интерес вызывает зарождение денежного обращения в золотоордынском Азаке. В момент образования города, даже тогда, когда здесь стали развиваться торговые отношения, Азовского монетного двора ещё не было. Это видно по находкам. Среди самых ранних монет, которые здесь встречаются, – монеты золотоордынского Крыма. Крым был тогда столицей улуса Крымского. Он торговал с нашим регионом благодаря генуэзским, венецианским купцам, которые приезжали и привозили с собой вот такие монеты. Но, видимо, не только генуэзцы и венецианцы, но и мусульманские купцы из Крыма бывали здесь. Помимо купцов Азак посещали и различные путешественники, в частности в 1333 г. сюда прибыл с эмиром Крыма знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута.
Самой ранней монетой, которая была у нас найдена, является анонимный пул чекана Крыма времени правления хана Берке, второго после Бату хана Золотой Орды. Правил он с 1258/9 по 1266/7 гг. На аверсе монеты имеются обрывки арабской надписи: «Помощь мира и веры». На реверсе изображена тамга дома Бату, по её бокам надпись – «Чекан Крыма». Даты нет. Датировать эту монету можно только по известной науке дате правления этого хана. Монета найдена на улице Московской, 79, в котловане, в хозяйственной яме при раскопках под руководством научного сотрудника С.М. Гончаровой.
Следующей по древности является медная монета опять-таки Крыма – пул времени правления хана Менгу. Он правил с 1266/7 по 1282/3 гг. На этой монете тоже нет даты, и мы можем датировать её опять-таки по времени правления хана. Интересно, что на монете сделана такая надпись: «48 этих монет равны одному ярмаку». То есть, указано соотношение. Но оно иное, нежели то, о котором сообщал Пеголотти. Видимо, со временем оно менялось. Этот пул найден у восточной окраины золотоордынского города Азака, на берегу Азовки. Там было какое-то отдельное от золотоордынского Азака селение.
Ещё одна из интереснейших ранних медных монет была обнаружена в 1979 году азовским нумизматом А.М. Третьяком (в настоящее время проживает в Москве). В грунте, который вывозился при постройке дома на улице Социалистической, он нашёл большое количество монет, и среди них была монета уникальная. Самая крупная медная монета, которая чеканена в Крыму в эпоху Золотой Орды. Причём она представляет собой только фракцию, то есть, была обрезана. Весила почти три грамма. А вес таких необрезанных монет достигает 8-9 граммов.
В интернете существует нумизматическая база, и там эта монета атрибутируется как анонимный медный баррикад времени правления хана Туда-Менгу.
— О чём свидетельствуют находки этих монет?
— Во-первых, о том, что в начальный период своего развития город Азак, видимо, входил в Крымскую нумизматическую провинцию. Крымский монетный двор чеканил монеты для торговли в Азаке, Прикубанье, южной части современных украинских земель. Во-вторых, что торговля в Азаке напрямую зависела от развития торговых путей, главным из которых на тот момент был торговый путь в Персию. Нам известно, что в развитии этого пути большую роль сыграли генуэзские и венецианские купцы. Опираясь на источники, французский историк Мишель Балар утверждает, что впервые персидский шёлк появился в Генуе благодаря торговому пути через нашу Тану. Появился он в 1271 году. Венецианский путешественник Марко Поло тоже сообщает, что тебризские купцы везли через Тану в 80- годах свои товары в Кафу и дальше.
— Почему в Азаке возникла необходимость в создании собственного монетного двора?
— Она возникла в связи с дальнейшим развитием торгового пути. Тот путь, который вёл до Тебриза, был продолжен купцами. В 1306 г. венецианские купцы в составе посольства хана Токты прибыли по Великому шёлковому пути в столицу Китая город Гамалекко.
Город Азак занимал выгодное географическое положение, в нём можно было купить товары дешевле, чем в крымской Кафе. Поэтому купцы ехали сюда и покупали те же русские товары, например, пушнину, по более низким, чем в Крыму, ценам. То есть, к началу XIV века Азов стал играть важную роль транзитного пункта на пути между Востоком и Западом, по этому пути шли товары из Персии, Индии и Китая.
Монетный двор начинает работать в начале XIV века, во времена правления хана Токты. Об этом писал ещё Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдов. В своей последней монографии он отмечает, что при хане Токте азакский монетный двор начинает чеканить свою серебряную монету. Медные монеты того периода нам пока неизвестны. Но серебряные попадаются. Их не так много, но они есть. Причём, несколько видов.
— Надо понимать, что денежное обращение существовало здесь и до Золотой Орды, в период античности.
— Вы правы. В первые века нашей эры у нас существовало два меотских поселения, жители которых пользовались деньгами, произведёнными в Боспорском царстве. Денежное обращение было не таким интенсивным, как в Танаисе, тем не менее, античные монеты в раскопках изредка попадаются.
— Какая часть музея нумизматики может быть отдана под монеты Золотой Орды?
— Процентов двадцать или чуть меньше. По другим периодам тоже есть много интересного материала.
— Какие иные периоды представлены в музейной коллекции на хорошем уровне?
— Эпоха России. Эпоха существования здесь крепости. А вот по турецкому периоду, к сожалению, монет у нас мало. Зато достаточно много относящихся к этому периоду монет Крымского ханства.

(Продолжение следует)

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.