СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Возрождение храма

По всей земле российской то здесь, то там появляются, возвращаются из небытия храмы. В 1991 году их насчитывалось 7500, а уже в 2015 – 25 тысяч. Вот и жители села Круглое поставили перед собой благородную и покаянную задачу – воссоздать Вознесенский храм.

Старый храм
Согласно данным кандидата исторических наук А.В. Шадриной, собранным ею в книге «Храмы Азовского района», первая круглянская Вознесенская церковь – деревянная – на каменном фундаменте была построена в 1851 году. Она сгорела. Следующий храм возвели в 1859 году, а потом появилась каменная трёхпрестольная церковь. Престолы: Вознесения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила. Далее читаем у Шадриной: «Описание церкви по документам: «Вознесенская церковь кирпичная, покрыта железом, окрашена масляной краской, колокольня и главы покрыты оцинкованным железом. Длина церкви, считая колокольню, 20 саж., ширина 14 саж., высота 6 саж. Главы: одна большая и 4 малых, а также 2 малых над боковыми выходами. Печей нет. Колокольня 3 яруса, высота 14 саж.».
Церковь построена по проекту архитектора Н.М. Соколова (с 1887 года занимал должность главного архитектора г. Ростова-на-Дону) по инициативе и на средства прихожан.
Строительство храма началось в 1893 году. Об утверждении проекта и разрешении постройки храма ходатайствовал перед Областным правлением Войска Донского председатель церковного попечительства с. Круглое Афанасий Герасимович Трипилец. Освящение места под строительство храма было совершено 18 октября 1893 года. Закончено строительство было в 1905 году.
…Духовенство на 1913 г.: свящ. Гавриил Афанасьевич Алексеев, 1860 г.р., в селе Круглом — с 1890 г. (рукоположен во священника к этому храму); свящ. Леонтий Васильевич Григорьев, 1853 г.р., с 1907 г.; диак.-псаломщик Гавриил Васильевич Васильев, 1880 г.р., в с. Круглом — с 1900 г.; псаломщик Арсений Георгиевич Федоровский, в с. Круглом — с 1910 г.
Приход Вознесенской церкви составляли малороссияне с. Круглого. В 1901-1902 гг. насчитывалось 5124 прихожанина.
В приходе существовал обычай совершать по селу крестный ход в день иконы Божией Матери Одигитрия, празднуемой 28 июля. Обычай этот был установлен в память избавления от нашествия неприятеля, «кои на своих пароходах подходили к берегам местного прихода и обстреливали его».
В с. Круглом церковная школа была открыта в 1870 г. в церковной караулке. Ежегодно в ней обучалось 30-40 мальчиков. Существовала до 1880 г. В 1887 г. в Круглом была открыта земская школа на 60-70 детей.
Вознесенский храм в 1930-х гг. использовался как зернохранилище и в 1935 г. был закрыт «как не функционирующий»… В том же году финансовым отделом исполкома Азовского райсовета здание церкви было продано Кугейской МТС… на слом для мастерских. Начиная с 1935 г. МТС приступила к разборке храма. К 1944 г. было разобрано 60-70% храма...
В настоящее время в с. Круглом действует Вознесенский молитвенный дом».
Туда и отправилась я 17 мая, в престольный праздник Вознесения Господня.
Накануне строительства
Во дворе прихода после водосвятного молебна и Божественной литургии царила радостная суета – женщины и подростки готовили стол к трапезе. Другая часть прихожан во главе с настоятелем о. Рафаилом совершала крестный ход. Ожидая их прихода, я успела побеседовать с верующими, узнала, что приход свой жители села очень любят, с пиететом и даже нежностью относятся к отцу Рафаилу.
— Прихожанкой стала я полтора года назад, — говорит М.С. Матвеева. — Как раз в это время пришёл служить отец Рафаил. Отмечу, что многим можно поучиться у него, как надо относиться к своему служению: ведь у каждого из нас есть своё служение. И если в православии мы служим людям честно, искренне, во Славу Божию, это называется любовью.
— Когда я приехала, — рассказывает художница Н.В. Александрова, в прошлом ростовчанка, а ныне жительница с. Круглого, — мне казалось, что после великолепных, высоких ростовских храмов я буду обращать внимание на эти старенькие стены и не смогу вникнуть в молитву. Но я так полюбила этот молитвенный дом! Здесь всё делается руками бабушек. Здесь всё залюбленное бабушками. Они всё делают с такой любовью!
— Люди здесь хорошие, и служба очень хорошая, — подхватывает азовчанка Жанна. – Потому люблю в этот праздник сюда приезжать.
После обрядовой части отец Рафаил торжественно и одновременно очень просто, я бы сказала – по-товарищески, вручил прихожанам за участие в жизни Свято-Вознесенского прихода Благодарственные письма. Вот имена этих православных активистов (простите, если кого-то не упомянула): Е.И. Буравицкая, Е.А. Завгородняя, А.А. Фомич, М.С. Матвеева, Е.В. Белоусова, С.В. Бирюкова, С.В. Ткаченко, Л.Я. Ерошова, Д.А. Ткаченко, В.М. Ткаченко, Н.А. Гацко, О.Н. Власова, А.Ю. Бирюков, А.Н. Мужиченко, И.С. Алексеева.
Приятный сюрприз в виде богослужебного подарка ожидал и самого отца Рафаила. – С престольным днём его, всех, кто присутствовал в молитвенном доме, поздравил иеромонах Михаил, настоятель Екатерининского храма с. Екатериновка Матвеево-Курганского района, давний друг настоятеля Вознесенского прихода.
По завершении службы отец Рафаил любезно согласился ответить на мои вопросы.
— Куда совершался крестный ход?
— На то место, где раньше находился храм. Сначала деревянный, потом второй деревянный, потом трёхпрестольная большая каменная церковь. Построенная, кстати, по проекту архитектора Соколова, который в Ростове много сооружений возвёл. На этом месте церковь стояла довольно короткое время, если сравнивать с возрастом некоторых других храмов. Она была закрыта в 30-х годах, а окончательно разрушена в 60-х. Новый храм будет строиться рядом с тем местом, где она стояла.
— Готов ли проект церкви?
— Проект ещё не готов. Оформляется земельный участок под храм.
— Будет ли новый храм подобен старому?
– По своему величию и размерам, скорей всего, нет. Но хотелось бы в чём-то его повторить. Возможно, какие-то архитектурные черты. Главное – начать строительство и человеческую душу в него вложить.
— С каким чувством Вы приступаете к масштабной и долгой работе?
— С чувством долга, которым с первого дня должно быть исполнено священническое служение. И, конечно же, с чувством исторического участия в жизни села. Потому что возведение храма, его возрождение – это историческое событие.
Следует отметить, что вечером того же дня в ДК села с аншлагом прошёл большой праздничный концерт, посвящённый престольному празднику, с участием известных коллективов и солистов – азовских «Донских казаков», Круглянского народного хора и пр.
Итак, верующие готовы пройти испытания стройкой, чтобы вновь видеть у себя в Круглом храм с устремлёнными в небеса главами, просторный и прекрасный, чтобы вновь была проторена к нему людская тропа.
Для строительства уже завезены первые 16 блоков. Все селяне, уверена, подключатся к нему, внесут, по примеру предков, посильную лепту в благое дело. «Нагими мы пришли в этом мир, нагими и уйдём из него, — прочла я в одной православной интернет-листовке. – Можем взять с собой только нетленное – наши добрые дела как выражение нашей веры. Уйдёт человек из жизни, а воздвигнутый храм будет стоять, и с благодарностью будут молиться о строителях, о жертвователях святого храма сего».
Можно считать неким символом начала воссоздания Вознесенского храма появление звонницы, где из пяти колоколов четыре относятся к убранству прежней церкви. Три колокола принесли жители села, ещё один обнаружен в сторожке на храмовой территории. И горько, и немного даже забавно, но прежде роль колоколов выполняли… газовые баллоны.
Алексеевы
Возможность поучаствовать в восстановлении храма, исторической справедливости своим долгом, удачей и честью считает семья Алексеевых, чей предок, Гавриил Афанасьевич, будучи священником, руководил строительством Вознесенского храма в начале XX века. Старшие Алексеевы, местные старожилы ещё помнят его сына, церковнослужителя Ивана Гавриловича.
Я побывала у Алексеевых, познакомилась с невесткой Ивана Гавриловича, Раисой Васильевной, с его внучкой Галиной Николаевной и правнучками, Ириной Сергеевной и Илоной Владимировной. В прошлом году Раиса Васильевна отметила 90-летний юбилей. Большую часть своей жизни она посвятила детям – почти полвека работала учительницей начальных классов. О свёкре отзывается так:
— Очень чуткий, добрый человек.
— Сплошная доброта, — добавляет её дочь, Галина Николаевна. – У него было сто с лишним крестников на деревне, потому что в те годы запрещалось детей крестить. Жена, Александра Яковлевна, была ему под стать. Служила певчей. Пела изумительно.
При новой власти жизнь у бывшего церковнослужителя складывалась трудно. Дом забрали, служить запретили. А уж с могилой отца вовсе не по-человечески поступили. Несколько раз вскрывали, крест серебряный сняли с мёртвого священника… Где могила Гавриила Афанасьевича, неизвестно. Родные полагают, что селяне потихоньку от властей перезахоронили Батюшку.
Алексеевы очень трепетно относятся к семейной истории, хранят живописный портрет Гавриила Афанасьевича, по крупицам собирают сведения о нём и о его сыне. Пра-пра-правнучка священника, Юлия Диденко провела историческое исследование на тему «Судьба трёхпрестольной церкви в селе Круглое», для чего не только краеведческие книги читала, но и выписки делала в Госархиве Ростовской области. Работа получилась интересной, познавательной, она не только о судьбе церкви, но и о судьбе представителей связанного с ней духовенства из рода Алексеевых. Мы решили поместить слегка сокращённый вариант исследования на страницах следующего номера «ЧИТАЙки».
Елена Рычагова

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.