СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Маразм крепчал, или Правда о музейном быте

У подавляющего большинства посетителей Азовского краеведческого музея после осмотра его богатейшей экспозиции, расположенной в роскошных залах бывшей Городской Думы, посещения «Золотой комнаты» с собранием редчайших экспонатов, собранных в основном из раскопок курганов в Азовском районе и прилегающих территориях Ростовской области, остаётся ощущение благоговейного восторга от тех богатств, которые сосредоточились в этом, поистине, уникальном хранилище древностей!
И мало кто задумывается, как эти экспонаты попали в музей. Через сколько рук они прошли, какими усилиями сначала археологи, перекопав тысячи кубов земли, нашли эти уникальные вещи! Затем реставраторы, потратив тысячи часов, воссоздали их былое великолепие. Лица этих людей запечатлены на фото перед входом в «Золотую комнату». Фото 70-х, 80-х, 90-х... Многих из них уже нет в живых, но память о них остаётся в предметах, ими найденных.... Но не было бы этого великолепия, не было бы и самого музея в его современном виде, если бы с середины 70-х годов его, крупинка за крупинкой, кирпич за кирпичом, не создавал бы его бессменный, в течение многих лет, директор — А.А. ГОРБЕНКО. Не просто директор, а ДИРЕКТОР. Именно так его величали люди, с которыми он провёл не одну экспедицию. Именно Анатолий Александрович был и директором, и отцом той «шайки отчаянных шалопаев-археологов», работавших в музее многие годы.
В прошлом году он ушёл из этой жизни. Это была КАТАСТРОФА... Понимание этого сложилось сразу же, как только музей, буквально, осиротел, потеряв ДИРЕКТОРА... И тут же в музее зашевелились и подняли головы те мелкие сошки, которые при ДИРЕКТОРЕ вели себя как зайцы. Начался период маразма... Из старых сотрудников в музее остались работать немногие. Кто ушёл на пенсию, кто — на вольные хлеба.
Тех, кто остались и являются костяком, на которых музей держится, можно пересчитать по пальцам. Но они сидят тихо по кабинетам, выполняют знакомую им работу и двигают музейный «Титаник» по его наезженному пути. Им можно принести только глубочайшую благодарность, ибо за те копейки, что они получают, науку особо не подвигаешь...
Но всё же вернёмся к началу маразма. Как уже отмечалось, экспозиция музея создаётся в основном из экспонатов, добытых в результате раскопок, и сдают их в музей не только археологи, работающие в музее. Их сдают и те бывшие сотрудники,..
(Окончание на стр. 60)
(Окончание. Начало на стр. 23)
...работающие сейчас в других организациях, работавшие ранее в музее бок о бок с Анатолием Александровичем, сохранившие теплейшие чувства благодарности ему и людям. Таким образом, в музей попало множество экспонатов, составляющих гордость его экспозиции.
Но стоило музею осиротеть, потеряв, поистине, свою душу, как начались странные вещи. Попытавшись сдать в Азовский музей очередные интереснейшие находки, археологи услышали совершенно престраннейший ответ: «А нам этого не надо. У нас это есть. И вообще места у нас нет». Для чего нет места? Для уникальнейших экспонатов XVIII века, обнаруженных при раскопках в Старочеркасске?! Для кандалов, обнаруженных на погребённом и датированных временем не позже середины XVIII века? Для клада серебряных монет-чешуек Алексея Михайловича и Петра Алексеевича великолепной сохранности, также найденных в погребении?! Для сотни экспонатов, которые будет считать за честь выставить в своей экспозиции любой музей Юга России?!..
А ничего, что Азов — город казачьей славы, что именно XVIII век был переломным в русской истории? И так ли много подлинных экспонатов в залах, этому периоду посвященных? Отказываться от того, что могло бы стать очередной изюминкой, частью выставки, экспозицией по периоду славы русского оружия!!! Иначе как маразмом это не назовёшь. Вот так-то...
И плывёт дальше музейный «Титаник» по водам истории. А на пути его подводный айсберг, называемый — Некомпетентность, Равнодушие и Самодурство. Дай Бог на него налететь и не потонуть.
И очень мне жаль, что теперешнее временное руководство музея не в курсе, что творится у него под носом. Не лишне бы напомнить, что музей — это не только чистые дорожки и бдительная охрана, это ещё и наука, и экспонаты, и просто нормальное дружеское общение. Было... Теперь же в музей даже бывшим сотрудникам, проработавшим в нём по 20 лет, хода нет. Без соизволения тех же, кто плевал на то, что уникальные экспонаты теперь хранятся в других музеях, которые более компетентны. И которые прекрасно понимают, что важнее — здравый смысл и профессионализм, а не пустые амбиции. Жаль, очень жаль, если в музей перестанут поступать новые экспонаты. Роскошные скифские древности — резной чернолощеный горшок с прорезным орнаментом, нож с костяной рукоятью в виде пантеры.
«Звериный» стиль IV века до н.э. уйдут в другие музеи. Так как в нашем они не нужны. А жаль...

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.