СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Азовская икона Божией Матери

26 августа в 8.00 на том месте, где некогда стояла Успенская соборная церковь, пройдёт Божественная литургия. Совершит богослужение Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Как мы уже писали, на торжестве этом верующим будет явлена икона XVIII века из первого Успенского храма.

Вероятно, в будущем у азовчан появится возможность познакомиться и с другой иконой, имеющей непосредственное отношение к нашему городу – иконой Азовской Богоматери. Сведущие в краеведении читатели, конечно, подумают, что речь идёт об одноимённой иконе типа «Оранта», где Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми в молении руками, а в образе Георгия Победоносца (внизу) мыслится Пётр I, поражающий копьём дракона и льва – Турцию и Крым. Но нет!
Мы говорим о совершенно ином образе, в этом году обнаруженном митрополитом Меркурием в запасниках одного из известнейших музеев страны. О своей находке Его Высокопреосвященство сообщил благочинному приходов Азовского городского округа протоиерею Александру Мирошниченко. И мы – первое средство массовой информации, которому отец Александр доверил полученную информацию.
Найденная икона относится к типу «Одигитрия» (греч. – путеводительница) — одному из самых распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем; правой рукой Богомладенец благословляет, а в левой держит свиток. Основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение Царственному Младенцу. «Одигитрия» получила широкое распространение на Руси с самого начала её христианизации. К ней относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская, Тихвинская, Иверская, а также Ильинская, о которой – ниже.
Азовская икона Божией Матери ценна не только как священное, имеющее отношение к истории Азова, изображение, но и как древность, и как произведение иконографического искусства.
Икона не реставрирована, но и без того ясно: перед нами шедевр (в музее, где хранится икона, собраны исключительно выдающиеся произведения искусства). Как тонко прописан лик Богородицы, отрешённый и печальный, как сочны цвета! А этот чудесный фон – бирюзовый, необыкновенный, отсылающий к любимому цвету великого Дионисия! Поражает высокая духовность образа и человечность. Кажется, и сегодня продолжают звучать «пламенные звуки» его «вещих струн».
Пока никакими сведениями, которые могут пролить свет на историю иконы, отец Александр не располагает (более того, мы, пока, даже не можем представить читателям её изображение). Попытаемся получить информацию из паспорта экспоната. В дальнейшем, надеется Благочинный, с иконы будет сделан список для Азова, а сама святыня с разрешения музея-владельца будет какое-то время экспонироваться в нашем музее. Переговоры в этом направлении уже ведутся.
Вернёмся к изображениям на иконе. Фигуру Богоматери окружают клейма с изречениями из Ветхого Завета. Например, под одним из клейм, как определил отец Александр, находится изречение из Книги Левит.
В нижней центральной части на фоне двуглавого орла имеется второе изображение Богородицы. Под ним – вирши, подписанные игуменом Троицко-Ильинского монастыря Черниговской епархии Лаврентием Крщановичем, умершим, предположительно, в 1700-м или 1703-м году. Это подтверждает, что икона написана до указанной даты.
Вирши довольно длинные и начинаются примерно так: «Достойного милостивой славы Пресветлейшего Величества над Азовом победу начинает описывать». Выше в надписях читается имя Петра I.
Надписей здесь много, их нужно переводить с церковнославянского, проводить серьёзное научное исследование. Пока вопросов больше, чем ответов. Вернее, точных ответов почти нет — сплошные догадки и загадки.
Одна из надписей гласит: «Новый Азов строением церковным основан», вторая указывает – «истинное изображение и мера чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Свято-Троицком Ильинском Черниговском».
При сопоставлении дат, имён и событий напрашивается вывод, что икона написана после второго Азовского похода Петра I, закончившегося взятием турецкой крепости Азов. Явное тому подтверждение — план Приазовья, помещённый в нижней части слева – тут и крепость Азов, детально прописанная, и Каланчи, и Лютик, обозначены также реки Дон и Донец, расположение батарей, казачьего табора, татар. По убеждению отца Александра, икону мог писать лишь человек, сам побывавший на месте событий. Может, это был инок из Троицко-Ильинского монастыря?
Совершенно непонятно, что кроется за символичностью изображения в центральной нижней части: план некой крепости правильной формы – и рядом одетый в гиматий (прямоугольный кусок ткани в виде плаща) мужчина с молотком и стамеской (?). Кто это, ветхозаветный строитель? Справа от него более привычная глазу картина — процессия из духовенства, монашества и верующих, возглавляемая, как написано, патриархом московским Адрианом. Вдалеке виден пейзаж с величественным храмом, который, мне кажется, как две капли воды похож на западный, украшенный с обеих сторон башнями с высоким верхом фасад Троицкого собора всё того же Троицко-Ильинского монастыря. Собор построен в 1695 году в стиле барокко, сохранился до наших дней. В этот собор в 1695 году была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери, написанная в 1658 году. Выше я говорила, что это тип «Одигитрия», добавлю, что Младенец и Богоматерь здесь с венцами. Венцы – не такая уж частая деталь образа — есть и на Азовской иконе Божией Матери. То есть, налицо какие-то параллели, символы, намёки, но что за ними стоит, ответит только тщательный анализ.
Также отмечу, что отношения между Петром I и патриархом Адрианом, чьи имена соседствуют на иконе, были довольно натянутые, сложные. Признав справедливость замечаний монарха, Адриан начал церковную реформу, но в то же время отказался постричь супругу царя Евдокию Лопухину и заступался за казнимых стрельцов. Адриан понимал и поддерживал такие начинания Петра, как строительство флота, просвещение, другие социально-экономические преобразования. На отпевание патриарха Пётр не приехал, что было беспрецедентным событием в русской истории.
— Для нас это чудо, — комментирует отец Александр явление новой иконы. – Мы иногда историю свою забываем. Смотрим вперёд, а назад… Может, для того икона и нашлась, чтобы мы историю свою изучали. Боремся, боремся, боремся за неё, собираем по крупицам. Нам есть чем гордиться. У нас есть фундамент – православие.
Возьмём, к примеру, Азовское осадное сидение. Казаки, оборонявшие Азов, были людьми верующими. Перед боем молились и постились. Те, кто остался жив, — изувеченные, порубленные, — приняли монашеский постриг. Это же факт. Им явилась Божия Матерь – значит, они были достойны того, чтобы Её лицезреть, — и испытанное потрясение заставило их оставить мир и уйти в монастырь. Это должно в школе преподаваться… Это наша культура, наш Азов, наша Земля, заработанная кровью наших предков.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.