СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Легко ли быть ханом, консулом и эмиром

Поскольку совсем недавно прошли выборы в ЗС РО, темой очередного интервью со старшим научным сотрудником АМЗ Н.М. Фомичёвым стала власть в Золотой Орде и входившем в состав её территории Азаке.

— Николай Михайлович, что за форма правления и политический режим были в Золотой Орде?
— Золотая Орда – это абсолютная монархия, во главе которой стоял хан. Насколько мне известно, в большинстве случаев он приходил к власти вооружённым путём. От него зависело практически всё. Он назначал правительство – диван.
Главными людьми в государстве после хана были казначей и военачальник. Без каждого из них он просто ничего не смог бы сделать.
Политический режим можно охарактеризовать как восточную деспотию.
— Были случаи, когда казначей и военачальник, пользуясь своим положением, свергали хана?
— Случалось, что свергали, а ещё часто ставили во главе государства ханов-марионеток. Беклербей Мамай, не будучи по происхождению чингизидом (в Золотой Орде, как во всей Монгольской империи, во главе государства должен был находиться чингизид – прямой потомок Чингизхана), посадил на трон подставного хана Абдулаха. Мамай нигде не упоминался, но заведовал всем. Надоел ему Абдулах – раз! – он другого хана, Мухаммеда Булака поставил.
— Назовите хана, которым совершенно нельзя было помыкать, крепкого управленца, державшего страну.
— Приведённые мной примеры относятся к очень короткому промежутку времени периода феодальной междоусобицы. Но чаще всего страной руководили сами ханы. Такими ханами были и Узбек, и Джанибек. Но даже у сильных правителей было одно слабое место – во время борьбы за власть их сыновья нередко становились участниками свержения и убийства своего родителя.
— Как народ узнавал о новом правителе?
— Тогда не было ни радио, ни телевидения и газет, и основным средством пропаганды являлись монеты, где чеканилось имя хана. Причём оно отображалось не только на серебряных монетах, которые были в ходу у состоятельных граждан, но и на медных монетах, чтобы и до бедноты дошло: у нас хан Тохтамыш, например, или Узбек.
— Кто из ханов был наиболее активен в плане завоеваний?
— После Батыя им досталось самое большое в ту эпоху государство – и по территории, и по населению. Так что и без военных походов хватало забот. Но в отдельные периоды они соперничали с правившей в Иране монгольской династией Ильханов за богатые территории, например, за Северный Азербайджан. Джанибек совершал туда походы, и Тохтамыш боролся за влияние не только в Иране, но и в Средней Азии – борьба шла за Хорезм. И временами этот город входил в состав Золотой Орды.
— А при каком хане государство было наиболее стабильным и процветающим?
— Конечно, при Узбеке. Во-первых, прекратились войны. Узбек направил усилия на развитие дипломатии, наладил взаимовыгодные отношения с Египтом, который воевал с Ильханским Ираном и стремился привлечь к себе такого мощного военного союзника, как Золотая Орда. Египет был заинтересован в распространении мусульманства, его правители немало посодействовали, чтобы государственной религией в Золотой Орде стал ислам. Иногда правители золотоордынского государства женились на египетских принцессах, в частности, хан Узбек взял к себе одной из жен дочь египетского султана. Не случайно время правления Узбека стало периодом расцвета мусульманской религии. Однако не следует забывать, что в Золотой Орде ислам исповедовала, в основном, верхушка, а у основной массы кочевников сохранялось язычество – шаманизм.
— Давайте перейдём к органам местного самоуправления. Кто управлял Азаком и Таной – одни и те же или разные люди?
— Конечно, разные. Золотая Орда состояла из улусов, одним из которых было Приазовье с центром в Азаке. Во главе улуса стоял эмир (что-то вроде губернатора области). На территории Азака, вероятно, находился его дворец.Во времена Узбека эмиром Азака был Мухаммед Ходжа аль Хорезми. Имя говорит о том, что это выходец из Хорезма.
Находились здесь и другие представители центральной власти. Таможенник, который должен был собирать в казну налог с торговли купцов. Он имел доступ к живым деньгам и, соответственно, обладал большой властью. Ну, и помимо него, в каждом улусе был свой военачальник.
Судя по арабским, иранским источникам, жители нашего города участвовали во многих военных мероприятиях, осуществляемых правителями Золотой Орды.
Во времена Тохтамыша военачальником Азака был Бекбулат. Он участвовал в походе Тохтамыша против Тамерлана. Когда войска на берегу реки Терек потерпели поражение, он вернулся сюда, объявил себя ханом, чеканил в Азаке монеты со своим именем.
В Тане была своя администрация. Венецианцы и генуэзцы только арендовали землю и платили, соответственно, земельный налог. Во главе венецианской фактории стоял консул, назначавшийся в Венеции сроком на два года. Ему запрещалось заниматься торговлей – только административными делами, например, он обязан был улаживать конфликты и споры между купцами и местной властью...
— В музейной экспозиции есть фотография надгробной плиты консула Якопо Корнаро. Где и когда она найдена, где хранится, какова судьба этого человека?
— Плита находится в Новочеркасском музее Донского казачества. Нашли её на перекрёстке улицы Ярославской и Петровского спуска в 1889 году, когда рыли траншею под водопровод. Корнаро – выходец из знатного патрицианского рода, был назначен консулом как раз в начале Смуты после убийства Бердибека, когда несколько группировок вело борьбу за власть. Именно в этот период правительство Венеции было обеспокоено тем, что венецианские купцы платили пошлину в размере 5%, тогда как генуэзцы — в размере 3%. Тем более, Тана являлась единственным местом торговли венецианцев в Северном Причерноморье, а у генуэзцев была ещё Кафа. И консул сразу же после своего назначения был направлен в столицу Золотой Орды, чтобы уладить этот вопрос. Никто не хотел особо сюда ехать. Уговорить человека передвигаться по стране, охваченной феодальной междоусобицей, удалось с трудом. Его миссия была в определённом смысле успешной – налог удалось снизить на один процент. Недавно стало известно, что до своего назначения консулом в Тану, Якопо Корнаро занимался закупкой и перевозкой соли из Крыма в столицу Византийской империи — Константинополь. Корнаро вывозил крупные партии товара. Правительство Венеции — Сенат разрешал ему нанимать для вывоза соли не только венецианские суда, но и суда греков и генуэзцев.
Корнаро был направлен в Золотую Орду в 1361 году, будучи уже пожилым человеком. Видимо, трудности путешествия в столицу — город Сарай сказались на его здоровье, и вскоре после завершения своей поездки к хану, в 1362 году он умер. Судя по плите, он был похоронен здесь, в Азаке. Плита мраморная, крупная, тяжёлая. Вряд ли она находилась на могиле. Ввиду того, что знать хоронили в церкви, Корнаро тоже был погребён в храме, а плита была встроена над его захоронением в стену.
При каждом новом золотоордынском правителе посольство во главе с консулом направлялось к хану для подтверждения привилегий итальянских купцов. Наиболее значимым представителям правительства консул должен был преподнести подарки. Для этого выделялись средства, но сумма была строго ограничена; если её не хватало, — остальное консул вынужден был доплачивать из своего кармана.
Консулы были и у венецианцев, и у генуэзцев, но имена многих из них до нас не дошли. В канцелярии консула работал писец-нотарий, который оформлял все нотариальные акты. Документы писались в двух экземплярах, один из которых хранился в канцелярии консула, другой отправлялся в архив Венеции. В частности, сохранился картулярий венецианского нотариуса Бенедитто Бьянко, который жил в Тане во времена Корнаро. В картулярии собраны акты за несколько лет. Некоторые документы из венецианского архива опубликованы академиком Карповым, но, к сожалению, только на латыни.
— Случались ли конфликты между итальянскими купцами и азакской властью, между венецианцами и генуэзцами?
— Да. Нам известен конфликт между наместником и венецианским купцом. Наместник ударил итальянца по щеке, тот в отместку убил обидчика. Тогда хан Джанибек запретил венецианцам и генуэзцам торговать здесь. Их изгнали из Таны, и началась война. Войска Джанибека подошли к Кафе и осадили её. Потом всё-таки стороны пришли к пониманию, что лучше торговать, чем воевать. Конфликты на почве торгового соперничества нередко возникали и между венецианцами и генуэзцами. В частности, известен указ Синьории (так называлась Венеция в средневековье), относящийся ко времени пребывания в должности консула Корнаро, где содержится предупреждение правительства: если начинается драка или смятение, — никто из купцов не должен браться за меч. Штраф грозил нешуточный — 200 дукатов, венецианских золотых монет.
— Были ли в Азаке правоохранительные органы и судебная власть?
— В Азаке были охранники, которые ходили-объявляли: «В городе всё спокойно». Обязанности судьи в Тане исполнял консул, а в Азаке судьёй нередко мог быть и сам эмир.
— Есть ли сведения, что консул регулярно общался с купцами?
— Несомненно, такие сведения сохранились. При венецианском консуле был Совет из 12-ти купцов, а, кроме того, у него было два помощника из числа купцов.
— Нёс ли консул ответственность за свою деятельность?
— Да, по возвращении на родину разбирались на заседании Адвокатов жалобы купцов на него. В случае совершения проступка консул вынужден был отчитываться перед судебной властью.
— А эмиры, вероятно, были сами себе хозяева?
— Нет, эмиры тоже держали ответ перед своим правителем — ханом Золотой Орды.

Фото надгробной плиты венецианского консула Таны Якопо Корнаро.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.