СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Музей — второй этаж — «Таврический вояж»…

«Таврический вояж» — это новая, пару недель назад открывшаяся в АМЗ выставка, приехавшая к нам из Бахчисарая, познавательная, практически полностью сотканная из подлинников, да каких! Тут вам и платье матушки-государыни Екатерины, и кушетка её, и много чего любопытного, но обо всём по порядку.

В 1774 году по мирному договору между Россией и Османской империей с трудно выговариваемым названием Кючук-Кайнарджийский мир к Российской империи были присоединены Азов и первые земли в Крыму. Образовалась Азовская губерния, подчинявшаяся Светлейшему князю Г.А. Потёмкину, он же стал генерал-губернатором Новороссии и Тавриды и за обустройство новых территорий впоследствии получил свою знаменитую приставку «Таврический».
У Екатерины II был обычай время от времени путешествовать по стране, и в 1787 году она предприняла очередную поездку, целью которой стали земли, присоединённые в результате войн с турками, определённая ревизия их. Поездка, вошедшая в историю как Таврический вояж, была беспрецедентной по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути. Длилась полгода, стоила казне 15 млн. рублей, да ещё Потёмкин вложил 4 миллиона из собственных средств.
Кстати, в Википедии в предполагаемом её маршруте указан и Азов – то есть, мы видим, что целый ряд крупных событий конца XVIII века как бы связал невидимой нитью Азов и Крым. И то, что «Таврический вояж» — первый выставочный проект крымского музея на территории РО — сначала завернул именно к нам, кажется исторически обоснованной закономерностью.
Посещению императрицей столицы Крымского ханства — Бахчисарая — было уделено особое значение. Этот город был одним из важнейших пунктов путешествия. Бывшая столица враждебного государства лежала у монарших ног.
Бахчисарай основательно готовился к приезду высочайшей особы. Предписание Потёмкина гласило: «Всячески стараться прибрать Бахчисарай наилучшим образом, подправить в оном крыши на домах, а трубы подбелить, изготовить сколько можно больше плошек для освещения города ночью, большую улицу застроить хорошими домами и лавками».
В Бахчисарае Екатерина и сопровождавшие её лица расположились в бывшем Ханском дворце, где провели три дня.
Об этом посещении, об эпохе в целом, о блестящем окружении императрицы и даже о её врагах (о последнем хане Крымского ханства Шагин-Гирее) и повествует экспозиция «Таврический вояж» — проект Бахчисарайского музея-заповедника. Причём очень удачный – в 2017 году он стал победителем республиканского конкурса музеев Крыма в номинации «Экспозиция года». Автором его является главный хранитель Бахчисарайского дворцового комплекса О.Н. Алпашкина.
Зрители увидят более ста экспонатов. Пожалуй, главным из них является мундирное платье императрицы, сшитое по форме лейб-гвардии конного полка. Екатерина Алексеевна никогда не забывала о роли, которую гвардия сыграла в её судьбе, свергнув Петра III и возведя её на трон. У Екатерины была целая коллекция мундирных платьев. Первое было сшито по форме Преображенского полка. Экспонат, которым владеет Бахчисарайский МЗ, поступил в фонды в 1957 году из Эрмитажа.
В апреле 1783 года императрица написала свой знаменитый манифест о присоединении Крыма к России. Однако существует подобный ему, но малоизвестный документ не меньшего значения – Карасубазарский мирный договор, где Крым объявлялся независимым от Османской империи под покровительством России. В одной из витрин представлена его факсимильная копия. Такие артефакты, как монеты последнего крымского хана, книги с личной печатью хана, зеркала, посуда, подсвечник, опахало, турецкий фонарь и пр., описывают детали быта правителя и простых жителей Бахчисарая.
Свидетелями приезда Екатерины являются закладной камень из въездной арки, изготовленный именно по этому случаю, и плошки, о которых говорит в своём указе Потёмкин. – Благодаря им 231 год назад с наступлением ночи высокие гости Бахчисарая наблюдали потрясающее зрелище: склоны ущелья, в котором прятался город, окрестные скалы, все дома в округе освещались многотысячными огоньками.
Не так давно был отремонтирован ещё один раритет – кровать Екатерины из Бахчисарайского дворца. Точнее, это кушетка, на которой проходили т.н. встречи без галстуков. Находилась она в алькове.
Большая часть экспонатов – предметы искусства. Особенно ценно полотно «Екатерина II принимает турецкое посольство» Гюне. Императрица окружена аллегорическими женскими образами, имеющими портретное сходство с самой императрицей, символизирующими Милосердие, Благоразумие, Миролюбие и Славу. В 1791 году художник приехал в Россию по предложению монархини и выполнил ряд аллегорических картин, посвящённых окончанию русско-турецких войн и присоединению Крыма к России. Эти работы были призваны прославить победы русского оружия в войне и в ино-сказательной форме возвеличить государственную и просветительскую деятельность императрицы.
— Мы гордимся тем, что у нас есть такой экспонат, поскольку Гюне остался только в частных коллекциях. В музеях мира его единицы, — говорит Алпашкина.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.