СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Святая к музыке любовь

Ко Дню учителя мне хотелось немножко отойти от классического понимания темы и подготовить что-то особенное. Написать о педагоге школы, но не общеобразовательной. Всё остальное – то же: это должен быть Учитель с большой буквы — поэт в профессии, явление в своей среде. Мудрый и юный душой, даровитый и очаровательный. И именно с таким, уникальным человеком мне посчастливилось побеседовать в Детской школе искусств имени Сергея Прокофьева.
Это Ольга Энеевна Долженко, преподаватель фортепианного отделения, которая 28 сентября отметила свой юбилей.
— О.Э. Долженко – хороший специалист и хороший человек, — рассказывает директор ДШИ О.А. Акулиничева. — Выпускница нашей школы. Всё её творчество, её деятельность прошли в этих стенах. Многие её выпускники связывают свою жизнь с музыкой, поступают в средние и высшие учебные заведения. Её ученики становятся лауреатами конкурсов, проводимых Министерством культуры РФ, РО на базе средне-специальных учебных заведений и консерватории. Это мероприятия узкой – чисто фортепианной – направленности. И, поскольку участников много, места завоевать достаточно сложно.

Служенье музыке
— великий труд
Музыкой Ольга Энеевна грезила с детства:
— Любовь к музыке мне привила бабушка. Она была очень образованная, в том числе музыкально. А потом, отец хорошо пел – у него был приятный тенор.
Мы с сестрой рано выбрали профессию: она – медика, я – музыканта. В семь лет я пошла в музыкальную школу в г. Улан-Уде. База была так себе: учителя — наезжие, часто не профессионалы. Но, переехав в Азов, я попала к сильному педагогу, Г.Н. Козыревой, которая за год разрешила мои проблемы.
Благодаря этому обстоятельству и своему трудолюбию (занималась ежедневно по пять часов!) по окончании музыкальной школы Долженко сразу же поступила на очное отделение Ростовского музыкального училища (ныне Ростовский колледж искусств). Каждый день ездила в альма-матер на электричке. А было юной студент-ке…14 лет! Тогда она не думала, станет ли преподавателем музыки – в таком возрасте мало кто хочет им быть. Однако педпрактика пришлась ей по душе, и на 4-м курсе она уже совмещала учёбу с работой в Азовской музыкальной школе (так в советские годы называлась ДШИ).
До сих пор Ольга Энеевна возит учеников к своему преподавателю в колледже – Т.Б. Тофанюк.
В разное время пятнадцать учеников О.Э. Долженко учились (и продолжают учебу) в Ростовском колледже искусств, в Ростовской консерватории их училось шестеро.
Две ученицы продолжают образование в Германии:
— Даша Юрьева в Дортмунде. Света Андреева начинала у меня, потом поступила в лицей при консерватории. Закончив МГК, уехала в Берлин. Это был неординарный ребёнок, вундеркинд. Ко мне она пришла в 4 года – тогда уже отлично читала толстые книги. В 9 лет Достоевского изучала – такое развитие.
— Ольга Энеевна, — спрашиваю, — правда ли, что в России – самая сильная музыкальная школа?
— Да. Я была на конкурсах в Италии и подтверждаю, что наши дети недосягаемы. Одного преподавателя из России, видя, что итальянские дети сильно отстают от русских, оставили для занятий с 8-летним мальчиком, который еле играл маленький — в три строчки — менуэт. Через год этот же ребёнок исполнял программу 6-го класса.
Раньше конкурс в Италии называли русским. В нём, кроме итальянцев, играли и побеждали дети из России. То же было и в Болгарии. Однако сейчас не все имеют возможность поехать за рубеж – это дорого. Если раньше в Италию приезжало 40-50 детей, и занять при такой конкуренции 3-4 место считалось престижным, то теперь едет 10 человек. Поэтому мы участвуем в местных конкурсах. Например, в музыкальном колледже есть конкурс имени Варшавской, очень сложный, где оценивают объективно и строго.
Сегодня музыкальное образование – самое трудоёмкое. Срок обучения приближается к 20-ти годам. И наши ребята, говорит О.Э. Долженко, в отличие от зарубежной молодёжи, все эти два десятка лет усидчиво работают, сидя за инструментом. Поэтому их спокойно принимают, например, в Германии, где бесплатно обучают в консерватории, и даже являясь всего-навсего репетиторами, они могут обеспечить себе достойный уровень жизни. В России же профессиональные музыканты, чтобы прокормить семью, нередко меняют профессию. «Сейчас, — констатирует О.Э. Долженко, — музыкант — как бы вторая профессия. Выпускники поступают в мединститут и уже заочно – в консерваторию».
И всё же пробиться, сделать карьеру музыканта — возможно, хотя и тут – множество «но».
— Работа на профессию, — объясняет Ольга Энеевна, — должна начаться в малолетнем возрасте. Если ребёнок поставил себе такую цель, — уже в восемь лет он идёт на большую сцену – пианизм нынче очень помолодел. У меня была такая ученица – Даша Пензенко. Она каждый день ездила на занятия из с. Круглое. Сейчас тянет два факультета – теоретический и фортепианный – в колледже искусств.
У нас, — продолжает она, — есть талантливейшие музыканты. Но конкуренция очень велика, и не у всех есть менеджер.
Ученики Ольги Энеевны, выбравшие музыку профессией, разбросаны по всей России и не только — Минск, Ростов, Дортмунд, Феодосия и т.д. Она общается с ними по Интернету, наблюдает, насколько выросло их мастерство.
— Мне, конечно, интересно узнать, как эти люди развиваются, продвигаются по жизни.
«Хочу сыграть
концерт Бетховена»
С Ольгой Энеевной мы беседовали не только о биографии, музыкальном образовании, но и о её личных пристрастиях, взглядах и интересах, дополняющих образ талантливого педагога, умеющего, выражаясь словами самой Долженко, «закрутить учебный процесс» так, что музыка остаётся с её учениками навсегда.
— Что бы Вы хотели сыграть для души?
— Лет пять меня интересовал джаз, я разучивала джазовые пьески, а сейчас мечтаю сыграть концерт с кем-нибудь из преподавателей — 2-й концерт Бетховена или концерт Сен-Санса.
— У Вас есть хобби?
— Люблю путешествовать и ездить в филармонию на концерты. Летом была в Испании и слышала великолепного певца. Он пришёл в отель, сел за барную стойку, включил аппаратуру и запел. И мы слушали его, открыв рот. До сих пор мурашки по коже. Он воспитывался, очевидно, в Монсеррат – католическом монастыре, где находится самый лучший в мире хор мальчиков. Конкурс – 100 человек на место. С ними занимаются профессора из Барселоны. Голоса очень естественные. Я сейчас только поняла – такие музыканты должны в Евровидении участвовать.
— Какими качествами должен обладать учитель музыки?
— Прежде всего, иметь терпение и владеть эталоном звука.
— Что дают Вам конкурсы?
— Тем самым я проверяю свою работу. Без них в ней нет смысла.
— Если всё начать сначала, Вы бы выбрали тот же путь?
— Тот же. Ни о чём не жалею. Просто хочу, чтобы хватило сил именно для творческой работы.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.