СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2015   2016   2017   2018

Грузоперевозки 8-900-124-28-26
ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

Дорога в небеса

Дорогие читатели, мы продолжаем беседовать со старшим научным сотрудником Азовского музея-заповедника Н.М. Фомичёвым.
Нынешняя тема звучит так – проводы в последний путь. Сохранившихся артефактов, иллюстрирующих эту тему, очень много, и среди них есть предметы уникальные.
Конечно, наши предки не уделяли столько внимания смерти, как это делали египтяне, однако и у них были свои, довольно любопытные традиции. Об этом и поговорим.

— Николай Михайлович, мы, современные люди, знаем, что умершего человека нужно отпеть, помянуть на 9-й, 40-й день, над захоронением крест поставить. А как было у народов, населявших Приазовье до нас? Возьмём в качестве примера период, когда верования и погребальные ритуалы были наиболее экзотическими.
— Давайте поговорим о народах, обитавших на нашей территории в эпоху энеолита-бронзы, длившуюся с конца IV тысячелетия до н.э. до начала I тысячелетия до нашей эры. Итак, в начале этого периода из Прикаспия и Приуралья в наши степи приходят племена так называемой ямной культуры. Они принесли с собой обычай захоронения умерших под курганной насыпью. До их появления здесь жили охотники, рыболовы, собиратели, не оставлявшие курганов (их захоронения — большая редкость).
Особенностью хозяйственной деятельности племён древнеямной культуры было развитое овцеводство. Племена быстро освоили территорию наших степей. Об этом говорят многочисленные захоронения в курганах на всех водоразделах и удалённых от водных источников полях.
Погребальный обряд этих племён отражал развитые представления о внешнем мире. Люди той эпохи верили в потустороннюю жизнь. Считали, что человек на этом свете живёт временно, а душа существует вечно. И в могилу клали пищу – например, лопатку овцы, которая должна была пригодиться умершему в путешествии в потусторонний мир. Путь туда, как они считали, труден, долог и опасен. И на его протяжении душе, естественно, нужно было питаться.
Рассматривая смерть и сон как близкие состояния, соплеменники укладывали покойника в могилу в позе спящего. Иногда умерших укладывали в утробной позе. Смысл её следующий: в какой позе человек пришёл в этот мир, в такой отправлялся и в мир потусторонний. Чтобы зафиксировать тело, умершего связывали.
— Неужели клали связанным?
— Да. Эта поза имела и практический смысл: позволяла делать яму меньших размеров. Зимой-то, например, трудно было землю копать.
Верили люди и в то, что усопшему могут досаждать злые духи. Чтобы отогнать их, использовали жаровню. Такая жаровня представляла из себя стенку от горшка, на которую клали горящие веточки, затем в огонь бросали благовонные травы, дымом от которых делали воскурение над умершим.
Особый интерес представляют находимые в погребениях этой культуры молоточковидные булавки. Выточены они были из кости оленя. Судя по их форме и орнаментам, изображённым на них, они несли на себе символы мужского и женского начала. В погребении их может быть от одной до пятнадцати. Если их несколько, то обычно они выложены по ранжиру – от маленькой к большой. Я трактую это как наглядное изображение определенных стадий в жизни каждого человека: рождение, взросление и т.д. Сами булавки следует рассматривать как т.н. «инструменты силы», используемые для помощи в реинкарнации усопшего. Жрец, проводивший погребальный обряд, мог с их помощью совершать магические манипуляции, например, отверзать уста, как это было у древних египтян.
Одновременно булавки несут на себе и символику мирового древа. У подавляющего числа народов такое древо соединяет три мира: нижний — подземный, верхний — небесный и средний — земной. Нередко на булавках изображена змея, ползущая к рожкам булавки. В данной ситуации она означает жизненную энергию. Не случайно змея как символ жизни является и символом медицины.
Следует иметь в виду, что эпоха, в которую жили ямные племена, было эпохой первых цивилизаций. К этому времени человек достиг многого, в том числе в науке врачевания.
Известно, что уже с палеолита врачи древности кремниевыми ножами делали трепанацию черепа. У нас есть такой череп, происходящий из погребения ямной культуры.
Научных интерпретаций такой операции на настоящий момент несколько. Возможно, это следы проведённой в древности мумификации, не исключена возможность, что таким образом умершему изготовляли амулет — своеобразный пропуск в потусторонний мир.
— Самоназвания древних народов, живших в эпоху энеолита – бронзы, науке неизвестны. Поэтому археологи называют их в соответствии со способом захоронения. Ямники хоронили в ямах, катакомб-ники — в катакомбах, а срубники — в срубах. Что это за типы захоронений?
— Яма представляет собой прямоугольную, квадратную или округлую в плане выемку. Катакомба – захоронение в виде колодца с вертикальными стенками. Оно может быть круглым, прямоугольным и квадратным, с вырытой в стене пещеркой, в которую кладут умершего. Могилы срубников — те же ямы, только обложенные деревянными плахами.
Самыми ранними были ямные погребения, их сменили погребения в катакомбах, а на завершающем этапе эпохи появились погребения срубников.
— А откуда пришли катакомбники?
— Это вопрос дискуссионный, до сих пор нерешённый. Наиболее ранние катакомбы появляются на Северном Кавказе.
— Что означали пещерки в колодце?
— Домик для умершего.
В 1974 году экспедиция нашего музея раскопала уникальнейшее погребение ранней катакомбной культуры, датируемое где-то XXII веком до н.э. В нём находилось большое количество вещей, среди них – сделанные из глины модели — повозочки и кибитки. Внутри повозочки, лежавшей в камере у погребённого, находился пепел. И в нём – кости птицы.
А теперь вспомним, что большинство народов мира представляло душу человека в виде птицы, которая вылетает из тела после смерти. Причём, в потусторонний мир душа отправляется не просто так, а в небесной колеснице. Такие колесницы и символизировали две глиняные модели, обнаруженные в этом погребении. В нём найдены также две молоточковидные булавки. Но они были выполнены уже не из рога оленя, а из меди и бронзы. Причём, одна булавка была сделана с добавлением низкокачественного серебра.
— Откуда пришли племена срубной культуры ?
— Эти племена пришли с территории Южного Приуралья и Северного Прикаспия.
— Я слышала, что курганы иногда обкладывали панцирем. Для чего?
— Панцирь появился во времена срубной культуры. Он делался из камня и имел защитную функцию – оградить живых от умершего.
У катакомбников подобный обычай тоже существовал: колодец с покойником засыпали камнями, чтобы тот не вернулся обратно и не досаждал живущим.
— Что означает кинотаф – пустая могила?
— Это символическое погребение. Если, к примеру, человек погиб на чужбине, и соплеменники знали, что он был убит, — делался кинотаф. Туда клали вещи, горшок с пищей, зернотёрку, пшеницу, астрагалы (коленная косточка овцы).
Астрагал был маленькой частью овцы, которую в потустороннем мире можно было превратить в целое животное, используемое в качестве пищи.
— Есть погребения с пакетированным набором костей, иногда без черепа. Что они означают?
— Скорей всего, это тот случай, когда умершего выставляли на помосте, чтобы его плоть склевали птицы.
— Такой обычай до сих пор жив на Тибете.
— …Потом кости собирались, заворачивались в шкуры.
— Откуда известно, что в шкуры? Они — эти своеобразные пакеты — сохранились?
— Нет, увы, ничего за это время не сохранилось, но остался коричневый тлен, по которому мы можем догадываться, что это были шкуры животных. Бычьи, например.
— А ещё был обычай ломать зеркало…
— Это уже эпоха раннего железного века (I тысячелетие до н.э.). Появились новые народы, они принесли с собой новые представления о жизни и смерти. Они уже пользовались зеркалами — бронзовыми.
А по верованиям того времени, когда человек смотрел в зеркало, его душа переходила туда. Вот и ломали зеркала, чтобы вызволить душу.
— Раз мы коснулись раннего железного века, скажите, по каким признакам были определены могилы амазонок?
— Если в захоронении находится полный воинский инвентарь и полный набор женских украшений, — никаких сомнений быть не может — это амазонка. И, конечно, антропологи смотрят, определяют по костям, — мужчина это или женщина.
— В древности умерших посыпали мелом, охрой. Что они означают? Они сохраняются тысячелетиями?
— Мел сохраняется. Тысячелетия будет лежать. Краски тоже. Умершего могли не посыпать охрой, а положить в могилу кусок минерала и рядом – тёрочный камень. Мел символизировал в похоронном обряде — очищение, а охра – кровь.
По представлениям того времени, в крови находилась душа человека. Ведь вместе с кровью человек терял и жизнь.
— Могли упомянутые племена при погребении убить ещё несколько человек, так сказать, в интересах покойника, как это практиковалось в Индии?
— Такие погребения встречаются. Обычно в них, помимо основного захоронения, находятся останки ещё одного-двух человек. Это распространённый обычай – он присутствовал у многих древних народов. Вот, например, китайский император Цинь ши Хуан утащил с собой огромную массу чиновников, наложниц, жён. Причём, император умер своей смертью, а несчастных заставили выпить яд.
— А лошадей умершего хозяина тоже убивали?
— Да, но это было уже в раннем железном веке.
— Правда ли, что весь Азов стоит на кладбищах?
— Не совсем весь, но он, действительно, очень насыщен кладбищами разных времён. Возьмём золотоордынский Азак. В каждом конце города было своё кладбище.
— Находят ли археологи при раскопках мусульманских кладбищ золотоордынского Азака детали, указывающие на следы шаманизма, который исповедовали кочевые племена?
— Указанием на шаманизм могут быть онгоны – фигурки, в которые вселяется душа, но мы ни одного онгона в погребении пока не нашли, все онгоны происходят из культурного слоя.
Онгоны встречаются практически у всех сибирских народов.
Многие жители Азака приняли мусульманство, а эта религия запрещает класть в могилу какие бы то ни было вещи.
Особенность, которую можно обнаружить при раскопках кладбищ Азака – наличие склепа, где хоронили горожан, занимавших видное положение. Таких людей и позже погребали в склепе.
Например, рядом с универмагом в кирпичном склепе мы обнаружили захоронение крупного чиновника, датируемое, судя по оставленной надписи, 1910-м годом. Тело мумифицировалось, прекрасно сохранилась одежда, но санэпидстанция заставила нас его сжечь, в музее оставлены лишь обшлага с позументами от кафтана.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Услуги КАМАЗа 8-951-497-35-38
Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.