СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Святые лики икон

В музее открылась очередная — как всегда впечатляющая и масштабная — выставка культовых предметов «Святые лики икон». Представлено на ней около двух третей обширной тематической фондовой коллекции. Помимо икон — складни, кресты, евлогии, не показано разве что одеяние священников, которое, кстати, поступило в АМЗ из музеев Московского Кремля.

— Собрание икон – одно из самых любимых и востребованных, — говорит автор выставки, заведующая научно-методическим отделом И.Г. Афанасьева. – О нём всегда спрашивают и горожане, и гости города. Некоторые из экспонатов переходят с одной выставки на другую – потому что они самые яркие, самые выразительные и интересные. Другие, наоборот, показываются редко — они довольно громоздкие, киотные. Но мы стараемся демонстрировать коллекцию в разных вариациях, в том числе ни разу не экспонировавшиеся предметы, например, приобретённые на последнем этапе комплектования.
На этот раз выставка имеет сразу несколько целей – знакомство с разрядами святых, иконографией образов, технологическим процессом изготовления памятников, историей бытования, осенними праздниками православного календаря, что расширяет возможности автора, стремящегося показать все грани музейной коллекции, напомнить, что икона – перво-наперво средство Богообщения, веха, показывающая путь ко спасению.
Публика впервые увидит деисусный ряд местного – донского – письма. Эту южную «школу» сразу видно, её выдают броские цвета, чрезмерное употребление красного – отсюда название таких икон «краснушечка». Наивными и примитивными кажутся они рядом с созданными по классическим канонам образцами иконописи лучших российских мастерских, зато их значимость как исторических артефактов нельзя недооценивать. Кроме того, это ведь, как и всякая икона, – вещь священная, соборное творение всей Церкви, перед ними молились, становились на колени, зажигали свечи наши предки.
Присущи донским образам и другие особенности. Возьмём для примера помещённый тут же «Вход Господень в Иерусалим». Волей-неволей, обращаешь внимание на животное, которое должно бы быть белой ослицей, а на самом деле — довольно длинноного, со странной мордой – кто, непонятно, явно не осёл. Почему? – Да потому, что не принимали его казаки – они без лошади жить не могли. И в Новочеркасском соборе также присутствует эта характерная черта их восприятия.
Впервые представлен на выставке образ Софии Премудрости Слова Божия – очень редкий.
Икона Успения — одна из первых поступивших в музей икон. Наличие ковчега относит её к рубежу XVIII-XIX веков. Лики не сохранились, но сюжет читается хорошо. Стёрло время лики и с другой, очень интересной в плане композиции иконы – Отечество. Отец, Сын и Святой Дух окружены синеватой мандорлой – это божественное сияние в форме овала или круга. В данном случае – в форме круга, называемого «кругом славы». Есть на выставке и Ветхозаветная Троица – в виде трёх Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Происходит икона из Палеха – тонкое, виртуозное письмо её нам хорошо знакомо по палехской миниатюре. Мало кто знает, что знаменитый народный промысел вырос из промысла иконописного, прекратившего своё существование после революции. Икона XIX века – будто напоминание о печальном факте.
Очень необычно выполнена икона «Спас на престоле с предстоящими и припадающими» — символизирующие нимбы окружности изготовлены из металла и прикреплены над головами гвоздиками. Другая любопытная в исполнении икона XVIII века — с врезанным в её доску большим металлическим крестом. Вставка явно более позднего происхождения, поскольку задела изображения святых.
В качестве примера иконы, выполненной по всем правилам, без сомнения, относящейся к произведениям изобразительного искусства, можно привести икону Михаила Архистратига северного письма, а также икону средней полосы России с тремя святыми – Николаем Чудотворцем, княгиней Ольгой и царицей Александрой. Написана она на кипарисовой доске, которая не поражается жуком-точильщиком, менее подвержена воздействию атмосферных явлений. На доску наверняка наклеена паволока – ткань для лучшего сохранения, затем идёт грунтовая основа – левкас, потом уже красочный слой. Письмо тонко, цветовое решение гармонично, золочение придаёт произведению особую торжественность и праздничность.
Самая многочисленная группа живописных памятников – образы Пресвятой Богородицы. Советую обратить внимание на Богоматерь Ахтырскую. Вы заметите детали, несвойственные для православной иконописи. Богородица изображена с непокрытой головой. К тому же Она по размерам значительно больше, чем Крест с распятым Спасителем. В одной из газетных статей я нашла объяснение отсутствию мафория (покрывала) – Божья Матерь здесь отроковица. Есть версия, что именно этот образ вёз с собой Пётр I на Полтавское сражение.
Отдельный раздел выставки посвящён иконам святых – людей, стяжавших особую благодать, очищенных от греха и преображённых. Есть здесь и царь Соломон – тот самый, что изрёк знаменитое «Всё пройдёт», и Григорий Богослов — один из Отцов Церкви, и особенно почитаемые у нас Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Больше всего икон посвящено Николаю Чудотворцу. – Вместе со складнями их не меньше полутора десятков.
На выставке можно проследить и атрибуты святых. Святители, например, Николай Чудотворец, изображаются с книгой в левой руке; правая рука – в благословляющем жесте. У Пантелеймона Целителя в правой руке мученический крест, в левой — коробочка для лекарств. И т.д.
В отдельных витринах представлены распятия, в том числе распятие из неизвестного, возможно, украинского храма, и евлогии – предметы, изготавливаемые для паломников. Реликвии на выставке привезены с Афона – это вырезанные на раковине святые изображения, почему-то довольно крупная лжица (ложечка для преподания причастия), Иверская Богоматерь. В качестве свидетельства того, что икона привезена со святой горы, на оборотной стороне поставлена красная печать – за сто с лишним лет она растрескалась, сделана надпись. Буквы полустёрты, но можно понять, что икона освящена в скиту святого апостола Андрея Первозванного.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.