В 2008 году я брала первое интервью у Л.Н. Грачёвой, как у художественного руководителя и режиссёра Азовского театра юного зрителя, известного и значимого для города творческого объединения. Своё кредо она тогда определила так: «держать марку» и «делать дело». И, на мой взгляд, все десять лет вполне успешно следует этому правилу. Театр, как и прежде, дарит своё искусство зрителю, сплачивает вокруг себя одарённых, увлечённых людей разных возрастов, репертуар его пополняется новыми спектаклями, труппа – свежими силами. Он одерживает победы на конкурсах самого высокого уровня.
В этом году ТЮЗ взял Гран-при на областном конкурсе «Театральная весна» в Волгодонске за комедийный спектакль «Бабий бунт» по произведению Шолохова, с этой же постановкой поехал на VI Всероссийский фестиваль сельских театральных коллективов «Театральные встречи в провинции», откуда привёз диплом лауреата, специальный приз за музыкальное решение и приз зрительских симпатий. Людмила Николаевна удостоилась диплома «За вклад в развитие любительского театрального искусства России». Ведущая актриса театра Анна Масенко награждена дипломом «Лучшая женская роль II плана» за исполнение роли Марфы, а Алексей Лесняк – дипломом за исполнение роли Деда Захара. Алексей начинал играть в театре ещё при Г.А. Пирогове, по семейным обстоятельствам оставил его, а сейчас вернулся вместе с женой, быстро вписался в коллектив.
О значимости фестиваля говорит уже то, что в числе его организаторов – министерство культуры РФ, Российский Дом народного творчества имени Поленова, а жюри возглавил С.А. Терехов – преподаватель ГИТИСа, режиссёр Большого театра России.
Зрители увидели 15 спектаклей участников, съехавшихся из разных уголков нашей необъятной страны, проходивших на четырёх сценических площадках. ТЮЗовцы выступали в Большом зале Культурного Центра г. Вичуга Ивановской области – в похожем на дворец старинном здании с прекрасной акустикой. Причём последними, что надо понимать как честь и особую ответственность, поэтому волнение испытывали нешуточное. Но собрались и сыграли блестяще.
— Публика лежала от хохота, — рассказывает Людмила Грачёва. – Я сидела рядом со звукорежиссёром – он был в слезах от смеха. Председатель жюри потом отметил – «такие колоритные мужчины, красавицы-женщины. И поют, и танцуют, и это действительно комедия».
На мастер-классах, проходивших во время фестиваля, режиссёры коллективов-участников делились впечатлениями, могли критиковать коллег за какие-то промахи. Так вот, судя по этим отзывам, Азовский ТЮЗ на всех произвёл самое выгодное впечатление.
Кстати, победы азовчан на указанных мероприятиях – не первые. Гран-при в Волгодонске им вручали трижды. «Театральные встречи» они тоже посещали четыре года назад и становились лауреатами.
Сценарий спектакля «Бабий бунт», снискавшего признание публики и жюри, в буквальном смысле упал в руки режиссёра! К юбилею города в ожидании большого числа туристов Л.Н. Грачёва решила поставить что-то, связанное с донской историей, с малой родиной. Выбор пал на произведения по Азовскому Осадному сидению донских казаков, требующие хорошей переработки. Увы, не случилось. И потом, при просмотре архива сценариев («у меня ещё пироговские лежат!»), в руки режиссёра, как манна небесная, свалилась стопка листов с «Бабьим бунтом». Уже готовый сценарий и, главное, – качественный.
— На конкурсах, — объясняет она, — нам говорят: берите качественную драматургию. Либо перерабатывайте взятое из Интернета. Обидно, что многие театры показывали хорошую игру, а вот драматургия была слабенькой, подхрамывающей, и они много теряли из-за этого.
Декорации и костюмы артисты делали, в основном, сами. Директором ГДК Л.А. Ивановой для спектакля был заказан роскошный задний фон.
В «Бабьем бунте» режиссёр задействовала около сорока человек в возрасте от 6 до 60 лет, в том числе хоровую группу муниципального ансамбля «Казаки Азова» (руководитель Екатерина Гавришева), который придал постановке особый казачий колорит.
С таким ярким фольклорным спектаклем, да ещё созданным на базе произведения классика мировой литературы, можно было бы отправиться и на международный фестиваль. Всё упирается в деньги, точнее, в их отсутствие. По этой же причине труппа не может позволить себе гастроли с «Бабьим бунтом» по Ростовской области, как это настоятельно рекомендует министерство культуры нашего региона. Жаль – это был бы своего рода просветительский тур. Ведь молодёжь о существовании великих писателей-земляков иногда узнаёт именно благодаря вот таким постановкам.
— Мы играли в Волгодонске «Предложение» и «Медведя» Чехова, — вспоминает Л.Н. Грачёва. – А у меня есть привычка выйти после спектакля и послушать – что люди говорят, иногда бывают очень чёткие замечания, и я их учитываю. На спектакле присутствовали студенты и преподаватели колледжей. И один педагог сказал другому: «Слава Богу. Теперь, если спросят – Чехова знаешь? – они хотя бы вспомнят эти пьесы».
В следующем году Азовский ТЮЗ собирается замахнуться ещё на одного классика русской литературы: к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина подготовить «Каменного гостя» и «Скупого рыцаря» из «Маленьких трагедий», «Русалку» и ещё один спектакль. Произведение, по которому он будет поставлен, держится в секрете, но – интригует Людмила Грачёва – это будет что-то мистическое, с интересными шумовыми эффектами. Уже идут читки. Ждать премьеры осталось не так уж долго. Запасёмся терпением и в предвкушении культурного события пожелаем Азовскому ТЮЗу вдохновенья и плодотворных результатов!