СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2015   2016   2017   2018

ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

Чтоб на поле жито дружно колыхалось, Чтоб в год по ребёнку у всех нарождалось…

В прошлый раз старший научный сотрудник АМЗ Н.М. Фомичёв рассказал читателям о традициях, ритуалах, которые применялись при проводах умершего в загробный мир. Сегодняшняя тема – обычаи и религиозные акты, предназначение которых — продолжение рода, плодородие.

— Николай Михайлович, мне кажется, в те времена, когда человеческий быт был незатейлив, прост, когда вопрос жизни и смерти зависел напрямую от количества собранного урожая, рождению потомства, природным свойствам земли уделялось довольно большое внимание. К каким магическим приёмам принято было прибегать, чтобы добиться во всём изобилия?
— Я хотел бы остановиться на племенах меотов-земледельцев, живших у нас в первые века нашей эры. Как известно, на территории города существовало два меотских городища – Крепостное и Подазовское. У жителей их, выращивавших пшеницу, существовали земледельческие культы. В частности, во время раскопок уже несколько раз мы находили спаренные сосудики с крышечками. В 1977 году я вёл раскопки на улице Дзержинского и обнаружил жертвенник с такими сосудиками. Они были «ин ситу», то есть в первоначальном, непотревоженном состоянии. Чтобы они настолько хорошо сохранились, нужно было вырыть ямку, поместить их туда, накрыть крышечкой и сверху засыпать грунтом. Я предполагаю, что это было жертвоприношение богине-матери Земле. В сосудики, видимо, наливались разные жидкости. В частности, там могло быть молоко и вино – символ крови.
Помимо этого, мы находим при раскопках глиняные лепёшки, в которые пальцами вдавлены зёрна первого урожая. Их тоже приносили в жертву божеству, которое было ответственно за урожай. Лепёшки, видимо, клали на алтарь. К сожалению, они найдены в жилище, и привязать их к какому-то сакральному месту, жертвеннику не представляется возможным. Но я думаю, просто так их не клали бы.
— Сосудики могли использовать для «вызова» дождей?
— Могли, урожай ведь зависел от количества осадков. У древних племён имелись даже заклинатели дождей.
На улице Ленинградской в 1983 году велись раскопки, и там в золотоордынской яме XIV века была найдена великолепная костяная нашивная бляшка с изображением русалки, образ которой у южных славян был тесно связан с идеей плодородия. Она являлась покровительницей небесных вод. По представлениям наших предков, русалки появлялись в конце весны-начале лета для того, чтобы оросить дождём хлебородные нивы. Рог в руках у русалки символизировал живительную влагу. Дни, когда русалки появлялись, у славян назывались руссами.
— Каким образом эта бляшка оказалась в хозяйственной яме?
— Нашивная бляшка была пришита к платью какой-то рабыни, по происхождению русской. Татары Азака в большинстве были язычниками, и эта вещь, как чуждая их верованиям, была сорвана с одежды и выброшена.
— То есть, на тот момент ещё встречались русские, остававшиеся язычниками?
— Дело в том, что в христианстве сохранилась масса пережитков язычества. Древние верования и православие сосуществовали. Масленица, которую мы отмечаем, собственно говоря, — тоже языческий праздник.
— Как славяне оказались в Золотой Орде?
— Чаще всего русские попадали в Азак в качестве рабов, известно, что в XV веке в Тане торговали купцы Ермолины.
— А богиня Деметра, статуэтки которой, относящиеся к античному периоду, находили у нас, — это ведь греческая богиня плодородия?
— Да. На Елизаветовском городище V-III вв. до н.э., расположенном в дельте Дона, археологи находили фрагменты статуэток Деметры, а на территории меотского Крепостного городища первых веков н.э. — терракотовую статуэтку греческой богини Тюхе, богини счастья и удачи. В Древнем Риме ей соответствовала Фортуна. Воины Александра Македонского перед битвой с Дарием несли перед войском огромную глиняную статую Тюхе. К помощи этой богини прибегали и земледельцы, и мореходы, и военные. Во многих греческих городах стояли её статуи. Кстати, терракотовую статуэтку Тюхе нашёл на втором полубастионе Алексеевского раската Азовской крепости Петр Николаевич Яглов, который и передал её нашему музею.
— Какие ещё есть находки, напрямую связанные с культом плодородия и размножением?
— С плодородием, со здоровьем были связаны молоточковидные булавки древнеямной культуры. Не случайно они несут в себе символику женского и мужского начал. Жрец мог касаться рожками булавки (фаллическими символами, означающими силу, способность к воспроизводству) живого или мёртвого соплеменника, тем самым передавая ему жизненную энергию. Иногда на таких булавках вместо змейки изображены зёрна пшеницы, пшеничный колос – прямое указание на культ плодородия.
— Николай Михайлович, Вы рассказали о традициях меотов-земледельцев. А был ли культ плодородия у племён, живших войнами и грабежами, воинственных племён сарматов?
— Сарматы являлись кочевниками, поэтому поклонялись богу войны, которого изображал Железный меч, и, естественно, у них существовал культ лошади. Их ритуалы были направлены на плодовитость лошадей. В сарматских могильниках в Танаисе были найдены сделанные из мела фаллосы, которые могли быть частью таких обрядов. В сознании древних людей репродуктивный орган был связан и с плодовитостью человека и домашней скотины, и с плодородием земли.
— При раскопках археологи нередко находят амулеты. Есть среди них те, что должны были способствовать плодородию и продолжению рода?
— Несомненно. Например, при раскопках в Багаевском районе в катакомбном погребении (среднебронзовый век, II тысячелетие до н.э.) мы нашли головки быков, отлитые из бронзы. Так называемые букрании. Бык был символом силы и здоровья. Ему поклонялись во всех древних странах...
...Эти вещи делались на Кавказе.
На территории современного Азова, на месте дач в Красногоровке археологи нашли в погребении египетские фаянсовые амулеты первых веков нашей эры – изображение крокодила, льва, лягушки, амулет от сглаза в виде фиги, а также амулет в виде репродуктивного органа, который, очевидно, должен был способствовать продолжению рода, плодородию.
— Давайте поговорим о людях, у которых, в силу их жизненного уклада, с появлением потомства могли быть проблемы. Об амазонках. Они действительно существовали? Каким образом они продолжали свой род? Что делали с сыновьями?
— Об амазонках рассказывают античные писатели. Они пишут, что эти женщины встречались с мужчинами исключительно для того, чтобы зачать. Всё своё время посвящали военным упражнениям и войнам. Сыновей калечили. Но это легенды.
— А на самом деле?
— На самом деле археологи находят немало женских погребений с полным набором вооружения.
— А, быть может, вооружение клалось потому, что женщины племени наравне с мужчинами участвовали в войнах, и никаких амазонок не было?
— Да, у савроматов (это V-III вв. до н.э.) женщина занимала высокое положение. Часто могла быть правителем и, естественно, участвовать в битвах наравне с мужчинами, и даже руководить воинами во время битвы.
— И ей тоже могли положить в могилу меч и копьё?
— Да. Когда находят такое погребение, между учёными начинается спор, и он бесконечен. Но ведь не зря греки сложили легенды об амазонках, в древнегреческом искусстве был популярен сюжет амазономахии – борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин.
— Где жили амазонки?
— В Малой Азии, в Северном Причерноморье. В могильнике Елизаветовского городища обнаружено несколько погребений, куда наряду с женскими украшениями помещено оружие. У обычной женщины лежало бы пряслице, посуда – гончарное ремесло было женским занятием.
— А среди предметов из золотоордынского Азака есть что-либо, указывающее на культ плодородия? Или такого, ввиду распространения ислама, быть просто не могло?
— На территории города найдено несколько ангонов — фигурок людей – золотоордынского периода. Это принадлежность сибирских народов, традиционной формой мировоззрения которых является шаманизм. У сарматов тоже были подобные статуэтки. Они делались с анатомическими подробностями, символизирующими жизненную силу и способность к продолжению рода. У сарматов ангоны появились в IV веке во время великого переселения народов. Это кавказские вещи. Их во множестве находят в Прикубанье, Ставрополье.
— А откуда у татар взялись сибирские ангоны?
— В Золотой Орде государственной религией был ислам, но его приняла только верхушка, большинство же населения остались язычниками.
— Культ плодородия предусматривал кровавые жертвы?
— Да, это было принято в Древнем мире, в частности, на Ближнем Востоке. Там, действительно, приносили в жертву даже детей.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.