СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Поэт-философ Юрий Петрович Ремесник. Дифирамбы мудрости и доброте

Сегодня я хочу поделиться с читателями радостью открытия «своего» поэта. Своим отныне и навсегда для меня и для моих учеников стал известный азовский поэт, член Союза писателей РФ, Почётный гражданин города Азова Юрий Петрович Ремесник. В ноябре Юрий Петрович празднует День своего рождения, и пусть эти искренние дифирамбы станут ему своеобразным подарком.

Поэт, о котором я хочу рассказать, — это очень редкий в наше время человек с «незлопамятной душой», который умеет
…сердцем слышать
И видеть зоркою душой.
Он не представляет себя посредством поэтической строки, рассчитывая на моральное и материальное вознаграждение. Он представляет своё видение, понимание жизни и человека, которые могут быть полезными для читателей. Для него
Поэзия — почти
предсмертный крик
В гортани, переполненной любовью.
И любой читатель, знакомый с творчеством Юрия Петровича, согласится, что это заявление – не литературное преувеличение, а суть его отношения к своему предназначению поэта.
Усилия и интересы современного общества, в отличие от прошедших столетий, направлены, к сожалению, не на духовное, а лишь на материальное обогащение, и уровень совершенства и достижений человека измеряются строго количеством имеющихся в его распоряжении рублей. Поэтому литература (и поэзия, и проза), испокон века призванная подтолкнуть читателя к размышлениям о мире и самоанализу, терпит сегодня сокрушительное поражение. Молодые люди в большинстве своём не читают, не понимают, не используют, а нередко и просто не подозревают, что литература создавалась не только в прошлом, но существует и в настоящем.
В период работы преподавателем литературы в Азовском казачьем кадетском профессиональном училище я решила восполнить этот пробел и показать своим студентам, что встреча с поэтом возможна не только заочная во время чтения его произведений, но и лицом к лицу. Знакомство с маленьким сборничком ранних стихотворений Ю.П. Ремесника сразу определило мой выбор – нашим гостем будет именно этот, пока незнакомый автор, стихи которого хотелось читать и перечитывать.
Свой первый сборник стихов Юрий Петрович, ещё молодой поэт (ему было чуть за тридцать), назвал «Живая вода». Название, на мой взгляд, представляет собой не просто литературную метафору. Это философское определение и оценка поэзии. Поэзия вечная и постоянно меняющаяся, сопровождающая жизнь и питаемая жизнью – такой она захватывает читателя. Автор вглядывается в окружающий мир, учится его понимать, сопереживать с ним.
Как переполнено мгновенье
Листвою, солнцем, синевой!
Меня мгновенья удивления
Коснётся свежею щекой…
К своим читателям напрямую обращается поэт в более позднем сборнике, когда приходит пора подводить итоги.
Но я вас безрассудочно любил
И не предал вас в сговоре с лукавым.
Не ради денег и не ради славы
На каторге поэзии горбил.

И даже ваше зло смирял добром.
И, может, это высшая отвага –
Поспешно в желчь не окунать перо
И местью злой не
обесчестить шпагу.
Как настоящий русский поэт, истинный наследник своих великих предшественников, Юрий Петрович рассуждает о своём месте поэта и предназначении своей поэзии, о тех нравственных ценностях, которые определила его жизнь. Он отвергает ставший нормой современности лозунг «всё продаётся, что покупается; дело только в цене». Поэт признаётся в родстве с незабвенным Иешуа Га-Ноцри из булгаковского «Мастера и Маргариты», праобразом Иисуса Христа, который утверждал, что все люди добрые, только они не знают об этом. Дело странствующего булгаковского философа и нашего поэта-современника с обнажённой душой — «наше зло смирять добром».
Причём обращается автор не к «нам» толпе, а к «нам» – отдельной личности. Как психологически оправдан сделанный поэтом вывод:
В толпе галдящей не взыскуй стыда
И не ищи ни правды, ни пророчества.
Поэзия связана с красотой и часто грешит «красивостями». Юрий Петрович уже в начале творчества определил своё отношение к этим весьма близким понятиям. Простая рифма «красота» — «простота»… А какой глубокий философский подтекст…
В меня входила трудно красота,
И высота в меня входила трудно,
Ещё меня пугала простота,
В которой красота жила
подспудно.

И в сокровенном мире галерей
Глаза мои не сразу разглядели
В божественной Мадонне Рафаэля
Земную сущность матери моей.
Искусственная красота, выдуманные красивости – это яркая мишура, однодневка. А истинная красота жизни вечна и проста, только её нужно уметь видеть. Она скрыта в безоглядной степи, в бездонном голубом небе, в добрых людях вокруг тебя. И, заявив о таком основополагающем качестве своей поэзии, как простота, Юрий Петрович отказался от украшательства, заменив его глубиной постижения жизни, тем самым вызывая доверие читателей к каждому слову, им сказанному.
Сражалась безымянная поэзия,
В которой даже малая строка
Отточена судьбою, словно лезвие
Надёжного солдатского клинка.

Ты на неё не вешал погремушек,
Как женщину, не кутал в
пёстрый шёлк,
И кто-то о строку порезал душу,
И вскрикнул…
и схватился за клинок.
Но, уважаемые читатели, вернёмся к моим воспоминаниям. Состоявшаяся встреча Юрия Петровича со студентами АККПУ оставила и у меня, и у моих учеников ощущение радости и восхищения. Далеко не молодой человек с задорно сияющими глазами рассказывал о своей жизни и своём творчестве, отвечал на вопросы слушателей и сам спрашивал, чтобы понять настроение аудитории. Наш гость был весел, остроумен, искренен, вызывал доверие, умел заинтересовать.
Как возликовала моя душа, когда мои девочки стали задавать Юрию Петровичу не заранее заготовленные мною вопросы, а свои собственные, возникшие у них во время беседы. Им стало интересно — и как рождаются стихи, и что чувствует при этом поэт, и почему хочется писать. Вопросы задавались не по необходимости, а по потребности ума и души. Это была победа,..
(Окончание. Начало на стр. 3)
...которую человеческая личность и поэтический талант стихотворца одержали над безразличием и душевной неразвитостью, которые стали чуть ли не самыми распространёнными чертами современной молодёжи.
Наша духовная связь с Юрием Петровичем не прервалась и после окончания встречи. «Урок» Юрия Петровича оказался самым запомнившимся не только для моих учеников, но и для меня самой.
Значительная часть современных молодых людей на словах заявляет о своей самостоятельности, а на деле надеется на помощь окружающих, которые вместе с ними, а лучше бы — и вместо них, решили все их проблемы. «Самостоятельность» не сочетается с ответственностью, с желанием и умением трудиться, что превращает её из жизненной позиции в пустое громкое слово. Однако эту мысль, совершенно очевидную, трудно донести до молодёжи. Нужно много-много вариаций объяснений и повторов, и постепенно в этом нагромождении слов теряется мысль. Юрий Петрович, которого хочется назвать не только поэтом-лириком, но и поэтом-философом, сумел сформулировать этот постулат максимально кратко и безгранично ёмко.
Всё в нас самих: и счастье, и свобода,
И свет любви, и веры добрый свет,
Надежды утешительные всходы
И дерзкое желание побед.

Всё в нас самих, и лишь с прозреньем этим,
Достойным самой звёздной высоты,
Свободны мы в оковах
лихолетий
И счастливы в обновах высоты.
На последнем уроке литературы в 41-й группе, принявшей участие в подготовке и проведении встречи с Юрием Петровичем, ребята вспоминали эти строчки, не подвергая сомнению их истинность. Поэт помог им осознать, что мечта каждого человека о счастье перестаёт быть трудно достижимой голубой мечтой. Будь самим собой, надейся на себя, работай над собой – и счастье придёт к тебе как закономерный результат твоих собственных усилий. В жизни моих теперь уже бывших учеников задано верное направление – и за это огромная благодарность Юрию Петровичу.
Юрий Петрович написал много стихотворений, песен, романсов, издал несколько поэтических сборников. Один из сборников под названием «Я с вами поделюсь…» завершается стихотворением без названия. Такое местоположение указывает на особое отношение автора к своему произведению. С этим нельзя не согласиться:
Когда проглянет утро из тумана,
Когда из тьмы проклюнется листва,
В Азове, в переулке
Безымянном,
Откроет ставни юная вдова.

У зеркала, косыночку набросив
На локоны с отливом янтаря,
Уйдёт в свою заплаканную осень
По золотому полю сентября.

Она ещё счастливых сторонится
И повода для сплетен не даёт.
Ещё в ней нежность к прошлому гнездится,
Ещё в ней нежность к мёртвому живёт.

Ещё не скоро время в ней залечит
Тоску, что сердце нянчит в тишине,
Ещё она наивно верит встрече
С любимым, что остался на войне.

На той войне, безжалостной и странной,
Что застит утро чёрною
листвой,
В Азове, в переулке
Безымянном,
Где не случится свадьбы золотой.
В этом стихотворении о любви — предельная простота, ценная для поэта, и бескрайняя глубина человеческих чувств. Типичная жизненная ситуация, которую легко представить воочию, была ТАК прочувствована автором извне и изнутри, что сами собой пришли ТАКИЕ слова, которые заставляют сжаться сердце и увлажниться глаза. Мы верим поэту Ю.П. Ремеснику, мы восхищаемся красотой его мудрой и доброй души.
Яростно горим, да редко греем.
Как мы невнимательны к добру!
От любви к вам, люди,
постарею,
От людской нечуткости умру.

Но и у последнего причала,
Где, как слёзы, помыслы чисты,
Буду верить в светлое начало
И в победу вашей доброты.

Доброты, присущей человеку,
Доброты сердечного огня,
На котором держится от века
Вся многострадальная земля.
Многие лета Вам, дорогой Юрий Петрович, и многих благодарных читателей-единомышленников!!!

Пешкова Диана Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Пешковская СОШ

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.