СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

«Он только начинал полноценно жить…»

Каждое поступление в Азовский музей-заповедник важно и значимо. А если фонды его прирастают целой коллекцией – например, серией работ известного художника, – это уже событие городского масштаба. 

Одним из щедрых дарителей был заслуженный художник России А.В. Тимофеев – ему очень нравился наш музей, он хорошо знал бывшего директора АМЗ А.А. Горбенко, и всё это стало поводом для того, чтобы Александр Васильевич передал музею свою замечательную живопись и графику в стиле соцреализма.
В ноябре 2018 года фонд музея пополнился ещё одним многочисленным ценным собранием – творческих работ ростовского скульптора Валерия Ивановича Сухаренко (112 предметов). Решение об их передаче приняла вдова художника Калерия Дмитриевна. До этого она побывала в экспозиции, на нескольких выставках в «Меценате». В Азове, отметила она, живут и работают творческие и талантливые люди, способные по достоинству оценить работы её мужа.
Надо сказать, что произошло это и благодаря дружбе К.Д. и В.И. Сухаренко со старшим научным сотрудником АМЗ Н.М. Фомичёвым (интервью с ним мы регулярно публикуем на страницах «ЧИТАЙки»). Валерий Иванович интересовался историей, в Кагальнике во время Всероссийского симпозиума скульпторов организовал три краеведческих конференции, в одной из которых принял участие и Фомичёв. Николай Михайлович наряду со вдовой художника был автором идеи проведения выставки работ В.И. Сухаренко в «Меценате». Она состоялась в июле-сентябре, а названием для неё послужила строчка «Жизни время – как водопад – бесконечно течёт…» из стихотворения Валерия Ивановича.
— Это единое, полное собрание творческих работ ростовского скульптора, — рассказывает старший научный сотрудник музея, организатор выставки Сухаренко в «Меценате» Н.И. Суворова. — Работы многоплановы, разнообразны, отображают незаурядные творческие способности автора. Декоративные и скульптурные работы выполнены из дерева, металлов, глины, гипса. Большинство графических работ выполнено в новаторской для 1980-х гг. в СССР технике восточной живописи сюбоку и суми-э и изображают растения Ботанического сада г. Ростова-на-Дону. Эскизы данной коллекции дают возможность реконструкции творческого процесса работы скульптора: от графических набросков и пластилиновых этюдов до воплощения их в дереве, гипсе или металле.
Работы Сухаренко В. И. особенно ценны для Азовского музея-заповедника, поскольку в парках города установлены каменные скульптуры этого автора. (В городском парке – «Скиф» и у речного вокзала – «Воин».)
Многие скульптуры выставлены в постоянной экспозиции выставочного зала «Меценат», часть предметов поступят в фондохранилище музея.
Валерий Иванович ушёл из жизни рано и быстро. Он не успел до конца высказаться, самовыразиться. Как у Высоцкого: «Не дозвучал его аккорд… А он спешил – недоспешил. Осталось недорешено Всё то, что он не дорешил». И всё же он сделал очень многое. В разных техниках, стилях. Творил в непростых условиях, поставленных ему жизнью. Снова приведу стихи – почему-то поэтическая строка постоянно просится сейчас на бумагу, относительно именно этого художника, его драматической судьбы, его творческого горения – он ведь и сам был поэт: «Много жил – кто в наши жил Дни, всё дал – кто песню дал». (М. Цветаева)
Чтобы читатель имел представление о том, каков он – человек и художник Валерий Сухаренко, чьё творчество стало частью нашего музея, приведу сокращённый вариант воспоминаний его жены, Калерии Дмитриевны.
«Сухаренко Валерий Иванович (02.11.1935 – 08.09.1994).
Наивный, скромный человек, уверенный, что труд и достоинства будут замечены и оценены.
Родился на хуторе Косолапом Калининского района Краснодарского края… Рисовать начал с 5 лет, когда увидел вдруг карандаши, привезённые с ярмарки соседскому мальчишке. Тогда он нашёл огрызок карандаша в кармане у отца и разрисовал ему паспорт, и единственный раз в жизни получил от отца трёпку.
Весной 1941 года отца забрали на переподготовку в армию, где его захватила война. Под Смоленском попал в окружение, выходил с боями, был ранен в бедро, попал в госпиталь. Осенью 1941-го с московскими ополченцами был в боях под Москвой, попал в дивизию генерала Белова, был в сражениях под Тулой и погиб под Полотняным заводом, наводя переправу».
В 1961 году, сумев выбраться из колхоза, — тогда это было почти невозможно: не давали паспортов, — через ФЗУ, строительные работы в Севастополе, после серьёзной самоподготовки Сухаренко поступил на скульптурное отделение РХУ имени Грекова.
«Я встретила Валерия зимой 1962 года, он весь светился, в деловом Ростове он был воплощением духовности, я была поражена его начитанностью, он читал дневники и записки многих художников, музыкантов, он, можно сказать, профессионально разбирался в музыке, увлекался археологией, историей. Я встретила человека цельного и увлечённого…
Потрясающее упорство дало Валерию возможность выучиться. Ему никто не помогал, он все годы учения работал, а с шести до одиннадцати был в училище. Я не помню его праздным…
Свою дипломную работу Валерий сделал из 3-х фигур – «Бетонщики». Работа зрелая, её сразу взяли на областную выставку..

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.