СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

«Он только начинал полноценно жить…» (2 часть)

...Уже сейчас, когда я была в Москве и показала альбом Валерия знакомому преподавателю Строгановского училища, он, увидев фотографию «Бетонщиков», спросил: где стоит? – да нет, просто диплом.
Закончил он училище с отличием по всем специальным предметам, и был рекомендован для продолжения учёбы в Москве, но отказался: ему было уже около 30 лет, он хотел работать сам».
Чтобы представить В.И. Сухаренко ростовским скульпторам, его преподаватель И.И. Резниченко предложил вместе сделать заказанный ему памятник солдату. «У Валерия отношение к войне было своё, его отец погиб в первую зиму войны, мать горько оплакивала его и всю жизнь оставалась одна. Валерий без отца остался в 5 лет старшим мужчиной в доме… Он знал оккупацию на Кубани, мародёрство румын, трудное голодное детство, школу за 7 километров в станице.
Поэтому его солдат был не победителем 1945 года, а защитником 1941 г. Искусствовед И. Гурджиева назвала его смертником. Да, солдат Валерия был готов на всё… Валерий создал образ отца… Приехал худсовет – «нельзя такого пропускать, нельзя, нужен победитель!». Иван Иванович набил солдату бицепсы, поднял голову, убрал худобу, и получился «Василий Тёркин» — работа была сдана…
Он резал в дереве, чеканил, занялся керамикой. Работы шли одна за другой…
…главный архитектор ГИПРОТорга предложил Валерию оформить «Салон новобрачных», открывающийся по Будённовскому (против Дома офицеров) – витраж по периметру стен, портал выхода, рельефные вставки на колоннах, медная доска с травлением по меди на входе…» Потом последовали предложения оформить «Дом моделей» на углу Пушкинской и Крепостного (салон-магазин и демонстрационный зал моделей), «Дом мод» на Большой Садовой.
В 1971 году Валерий Иванович работал над созданием Аллеи дружбы Плевенского комплекса в парке на Западном (он был единственным на Дону скульптором, работавшим в камне).
Среди других интересных работ В.И. Сухаренко – резьба в носовой части «Петровского причала» — корабля-ресторана, когда-то стоявшего на левом берегу Дона, живопись в восточной, новаторской для 80-х годов, технике. Он освоил её после просьбы сотрудников Ботсада РГУ научить их делать быстрые зарисовки растений. Валерий Иванович решил, что лучше всего в данном случае подойдёт живопись в древних японских техниках суми-е и сюбоку, в которой используются тушь, вода и минеральные краски. Результатом этой кропотливой работы стали выставка пейзажных свитков сотрудников Ботсада и персональная выставка живописи в восточной технике самого художника. Творчески переработанные приёмы суми-е и сюбоку можно найти в целой серии работ Сухаренко.
В конце 80-х Валерий Иванович стал работать с детьми, в 94-м году преподавал в РХУ имени Грекова, к своим студентам, их творческим поискам относился трепетно и тепло.
«Настоящую возможность поработать он получил в 90-е годы на Всероссийских симпозиумах «Скульптура в камне». Первый из них прошёл на левом берегу Дону, два других – в Кагальнике и Азове. Благодаря этим форумам мы можем видеть работы талантливого скульптора на азовской земле.
«Валерий любил природу, жизнь, весь мир, — заканчивает свой рассказ Калерия Дмитриевна, — у него было столько планов, образов, он хотел сделать в камне амазонку, в прибрежных водах Таманского полуострова поставить «Таврию», у него остался эскиз Икара, Кентавра…Он только начал полноценно жить, он хотел жить».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.