...Итак, в полдень, мы, под первый пушистый снежок, быстро пересекли границу в районе Верхнего Ларса и поехали уже по Грузии — по Военно-грузинской дороге.
Боже! Сколько русских жизней было положено за то, чтобы защитить Грузию, чтобы развить здесь промышленность, построить ту же самую Военно-грузинскую дорогу! Низкий поклон и слова извинения Вам, уже забытым героям. Все видим действия их правителей, но общаясь с грузинами всех возрастов, я слышал одну-единственную просьбу, почти молитву:
Знайте сами и скажите всем Вашим друзьям и знакомым, что мы — простые грузины —хотим в одну страну с Россией! Будет она называться СССР или как-то иначе, но нам нужно быть вместе! Не смотрите на политиков, они все у нас продажные.
Слышать такие слова — многого стоит. Я тоже хочу в нашу общую, одну единую страну, где мирно бы жили все народы бывшего СССР. Мне нравится в Грузии, несмотря на, отдельно взятых, уродов полицейских. Народ-то хороший, дружелюбный, гостеприимный. И красиво здесь, очень. А Военно-грузинская дорога — это...
Если судьба привела Вас в Грузию, — не пожалейте, отдайте хотя бы половину дня этой дороге. Спланируйте путешествие так, чтобы пересечь границу утром и спокойно ехать, наслаждаясь удивительной красоты картинами.
Летом здесь ехать просто нереально! Словно накрытые бархатом горы, дикие скалы и стремнины. Конечно же, и адреналиновые серпантины. В повествовании я уже произносил фразу — "дух захватывает". Так и есть. А какой воздух здесь! Какие ароматы царят, какая свежесть входит в лёгкие с прозрачным, чистейшим воздухом! Ах, этот воздух — плотный и насыщенный. Казалось бы, возьми нож, режь его пластами — этот чудный воздух, вкушай его, наслаждаясь непревзойдёнными ароматами, оттенками, полутонами и намёками на запахи разных горных травок и цветов...
В отличие от Грузии, которую можно рассмотреть всего за одно путешествие, Военно-грузинская дорога вряд ли надоест, сколько бы раз по ней ни ездил.
Останавливаемся, фотографируемся, наслаждаемся видами. Нам торопиться особенно некуда. С удовольствием тратим время на горы. Скоро наступит вечер. Остановились в посёлке Степанцминда и решили перекусить местной пищей. За время двух путешествий в Грузию очень полюбил хинкали... Но не хинкалями едиными жива кухня Грузии, здесь достаточно и других яств.
Себе заказал харчо, жена решила отведать чашушули, дети ограничились куриным супчиком. Плюс местная пицца и чай.
Было о-о-очень вкусно!
Денег немного не хватило, обменял в валютной лавочке рубли на лари по сносному курсу. Ужин на четверых обошёлся нам в 1 500 рублей. Подготовлю Вас и скажу — это был самый дорогой ужин за всё наше путешествие...
Пошёл пушистый снежок. Официант сказал, что сегодня выпал первый снег. А он здесь всегда идёт ровно на седьмой день после того, как снег выпал в Москве. Это многолетние наблюдения.
А через день, в Армении нам рассказывали, что у них снег выпадает через 4 дня после Москвы.
Перекусили и уже в сумерках поехали в сторону Армении. Дима сел за руль и достаточно хорошо прошёл большой участок пути. Я специально уступил ему место. Его молодёжный максимализм делает парню плохую услугу — даёт агрессивный стиль вождения. Сейчас же, для езды по серпантинам, да ещё на машине, к габаритам которой не привык, нужна осторожность и запихивание этого своего максимализма куда подальше.
Дмитрий ГОЛУБЕВ: Если честно, то к машине я привык, но страхово немножко было ехать по этим серпантинам. Повезло, что у машины очень хороший свет. После того, когда встречки проходили, и дорога была пустая, я врубал дальний, и всё было видно как днём. Но, ответственность, конечно, сковывала, тут папа правильно говорит. Правда, он не сказал, что примерно через час сам сел за руль.
Юрий ГОЛУБЕВ: Ну, я же не мог позволить загнать тебя в напряжение. Это я сам смогу выдержать перегрузки, недосыпание, перенапряжение, а вот загони тебя этой напругой — и что? Ты, в своих подсознательных воспоминаниях, кроме напряжения ничего бы и не испытывал, никаких красот не замечал бы. Так что, нагрузка нужна в меру, тем более, растущему организму — тебе до 23-24 лет расти и расти, в отличие от женщин, которые созревают в 14 лет, и, как говорят учёные, потом их мозговые извилины уже почти не развиваются.
А вот дальше что было, расскажи-ка сам. Постарайся оберечь коллег-кемперистов.
Дмитрий ГОЛУБЕВ: Да, здесь конкретный косяк вышел. Пройдя тяжелый участок, папа передал руль мне и пошёл отдохнуть немного. Конечно, я помню, что он выспрашивал дорогу на какой-то город Садахло — там армяно-грузинский переход. Но я почему-то подумал, что навигатор и так найдёт этот переход, и дал задание навигатору ехать в Ереван. Мы въехали в Тбилиси. Смотрим — указатель на Ереван. Потом проскочили поворот, попытались вернуться. Навигатор всё время перестраивал и перестраивал маршрут и повел нас.
Поехали как он говорит. Ехали, ехали, ехали... Трасса стала похожей на простую дорогу, дальше появились колдобины. Меня не удивить колдобинами в Грузии: как только с магистрали свернешь, так и колдобины можешь встретить — страна не очень богатая, чтобы все дороги содержать в идеальном порядке или хотя бы таком, как их государственные магистрали.
Короче, дорога стала превращаться в грунтовку. Мама волнуется, говорит, давайте назад выезжать, а навигатор показывает, что совсем немного до границы осталось. Видим полицейский участок. Выхожу, спрашиваю у полицейских о том, далеко ли граница. Они с конкретным таким, грузинским акцентом говорят, что дорога "не сами хароший — 12 километрь. Но ехат можна. Можьно обехать — 58 километрь". Подумали с папой и решили ехать. 12 километров — это немного.
Юрий ГОЛУБЕВ: ...Это был не ужас, а что-то ещё более плохое. Наша скорость составляла 5-6 километров в час. Я очень боялся оторвать задний бампер. Проехали 6 километров, и к колдобинам подключилась... жена.
Оксана ГОЛУБЕВА: Мне было очень страшно. Дорога, на которой нет асфальта. Глубокая ночь. Нависающие в чёрном сумраке скалы. Виднеющиеся по краям дороги пропасти. Ни жилья, ни фонаря. Куда мы направляемся? А Юра (это — Юрий Михайлович ГОЛУБЕВ) говорит, что 6 километров уже проехали, 6 осталось — без толку ехать назад — то же самое расстояние проедем и по тем же колдобинам, а впереди, может быть, уже за поворотом хорошая дорога.
Они с Димой остановили встречный КАМаз. Водитель сказал, что через пару километров будет поворот, а там через 1 километр — граница. Я попросила мужа и сына задать вопрос о том, какая в Армении дорога, если здесь такие ямы. Они переспросили, и водитель со вздохом сказал "Савсем нэ такая!".
Вот тут я очень сильно испугалась. Если уж здесь, в Грузии, которой помогают США, такая ужасная, даже не дорога, а оленья тропа, то что нас ждёт в совсем небогатой Армении, которая не променяла Россию на Америку? Ехать вперёд становится уже невозможно — ямы всё глубже и глубже. И развернуться негде. Я и всплакнула втихую.
Юрий ГОЛУБЕВ: Когда начались совсем уж глубокие ямы, мы вдруг услышали новый очень странный звук — на каждой колдобине, возле переднего колеса что-то трещало и щёлкало. Скрип-тресь, скрип-тресь...
Вот так и ехали.
Уже поругал себя много раз — ещё и не начиналось путешествие, а что-то уже случилось. Не дай Бог, навернулся подшипник ступицы. Тогда "сливай воду" — пока не заменим, никуда не поедем — нельзя подвергать риску жизни всего экипажа. Вышел, попробовал ступицы — вроде не горячие, значит, не подшипник. Сын шёл рядом с машиной и внимательно слушал, где же скрипит и трещит. По его словам, звук раздаётся откуда-то снизу, из-под машины, в районе кухонной зоны кемпера.
Дмитрий ГОЛУБЕВ: Ох, и припарила эта дорога...
Продолжение следует