СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

150 лет открытке

2019 и 2018-й – годы двух интересных юбилеев: 150-летия открытки как особого вида почтовой карточки и 175-летия открытки рождественской. Родиной первой принято считать Австро-Венгрию, а второй – Великобританию.

Между прочим, в нашем музее хранится весьма внушительная – порядка 1 300 экземпляров – коллекция самых разнообразных открыток: есть среди них российские и зарубежные, написанные на разных языках – немецком, французском, до- и послереволюционные, оставшиеся незаполненными и неотправленными и доставившие кому-то радость, весточку от родных и любимых. Довольно много среди них открыток рубежа XIX-XX веков – в тот период их романтично называли «артистическими карточками». И, действительно, посмотрите на изображение соблазнительной дамы с поволокой в глазах, обещающей блаженство в воскресный день, – чем не артистическая карточка?
Между прочим, первенство появления поздравительной открытки могут оспорить китайцы, англичане, французы и немцы. Тем не менее, первая почтовая открытка появилась именно в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретённой им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера.
Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают всё более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединился ещё ряд стран.
— К открытому письму очень долго шли, — рассказывает заведующая научно-методическим отделом АМЗ И.Г. Афанасьева. – Несколько раз предлагалось его использовать, однако проект отклоняли из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе». – Людям трудно было привыкнуть к тому, что корреспонденция будет перемещаться в открытом виде, и личная, казалось бы, информация будет выставляться напоказ. Хотя это был выгодный, экономный способ передачи информации.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они не имели изображения.
Поначалу нововведение именовали "открытым письмом", "почтовой карточкой", позже за ним закрепилось простое слово "открытка".
Первыми иллюстрированными открытками стали фотографии достопримечательностей Москвы.
Цена первых открыток была довольно высокой — примерно рубль-полтора, в то время как давно вошедшие в употребление почтовые конверты и марки стоили копейки. Дороговизна объяснялась не столько модой, сколько технологией производства. Нередко открытки изготовляли при помощи фотомонтажа. Рисунки украшали золотом или блестящей крошкой. Любопытно, что рисованный снег был очень похож на настоящий. Оказывается, его делали из борной кислоты.
— В России, — продолжает Ирина Афанасьева, — к украшению лицевой стороны подключились известные художники, открытка стала очень красивой, яркой. На ней изображались пейзажи, цветы, бытовые сценки.
После революции в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвящённых таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. Очень много было открыток на революционную тематику. Они являлись мощным средством агитации. Были всем доступны – стоили от 3 до 20 копеек.
Во второй половине 1920-х годов туристы из Крыма, Сочи и других черноморских курортов нередко рассылали своим знакомым необычные «сувениры»-открытки. Последние представляли собой оригинальные почтовые карточки в виде древесного листка с пришитой к нему маркой. Об одной такой открытке, полученной из Крыма, информировал даже английский филателистический журнал.
Сейчас старые открытки переходят в разряд раритетов, антикварных редкостей, на аукционах уходят с молотка за огромные деньги.
Что касается зимних праздников, то в нерелигиозных странах (в прошлые годы – это, конечно, СССР, а сейчас, например, Чешская республика) на открытках делается упор на Новый год. А в странах, где Рождество – праздник значимый, присутствует религиозная символика.
Первые коммерческие рождественские открытки были выпущены Генри Коулом в Лондоне 1 мая 1843 года, на них помещалась иллюстрация, выполненная Джоном Хорсли. В центре неё показаны три поколения семьи, провозглашающие тост за получателя открытки: по обеим сторонам находятся сценки благотворительности с раздачей еды и одежды бедным. Скорее всего, изображение семьи, совместно распивающей вино, оказалось неоднозначным, но идея была практичной. Две партии открыток общим числом 2 050 штук были напечатаны и распроданы в том же году по шиллингу каждая.
Есть и другая версия появления рождественской открытки. В журнале «Наука и жизнь» на этот счёт говорится следующее. «Первые поздравительные открытки к Рождеству выполнил английский художник Добсон в 1795 году. Через пять лет их уже продавали наряду с почтовой бумагой и эстампами. Постепенно поздравительные открытки появляются во всех странах Европы. Оттуда их нередко завозят в Россию.
Русские рождественские открытки впервые выпущены в 1898 году общиной святой Евгении, опекавшей сестёр милосердия Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Попечительницей общины была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Рисунки к открыткам делали известные художники Л. Бакст, А. Бенуа, К. Маковский, И. Билибин, К. Коровин, М. Добужинский и многие другие».
Производство открыток на протяжении всего XX века являлось выгодным делом для многих производителей канцелярских товаров, при этом дизайн их постоянно менялся вместе с меняющимися вкусами и техникой печати.
В последние десятилетия технический прогресс, возможно, отвечает за снижение спроса на открытки. Число их уже в середине 2000-х упало на треть. Электронная почта, соцсети и мобильные телефоны способствуют более частым контактам и легче в обращении для поколений, выросших без написанных от руки писем. Открытки бумажные практически полностью вытеснены электронными. Но как же хочется иногда взять в руки классическую открытку! Бумажную, с замысловатым рисунком, тиснением, запахом типографской краски и, подписав, опустить в почтовый ящик…

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.