СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2016   2017   2018   2019

ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

Шумят весёлые Святки…

Велик и значим праздник Рождества. Но в народной культуре он ещё и один из святочных дней, которые начинаются с рождественского Сочельника…
«…Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживающихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег…». Так живописал это время великий Гоголь.
Святки – название весёлых двухнедельных зимних праздников. Исстари имеют они два противоречащих друг другу названия: первая их часть названа «святые» вечера, вторая — «страшные» вечера. Первые названы во славу и в честь рождения Спасителя. Вторые, зовущиеся ещё «погаными», «нечистыми», «кривыми неделями», таковы потому, что, как верили наши предки, в ночь под Старый новый год отпираются ворота в преисподнюю, и до Крещения нечисть гуляет по белу свету. Хотя, судя по ниже приведённым поверьям, происходило это с самого начала Святок.
Мало кто знает, что, как и Масленицу, Святки можно поделить по дням – каждый имеет своё значение.
8 января – «Бабьи каши»
Второй святочный день посвящается Пречистой Деве Марии. Его название по церковному календарю – Собор Пресвятой Богородицы.
В этот день благодарили, одаривали повитух в честь мифической бабки Соломониды, которая приняла Богомладенца. Несли им блины, пироги, кутью, которая и называлась «бабкиной кашей».
9 января – день святого Стефана
Это был основной день найма работников. Именно в это время всякий работник мог высказать свои претензии хозяину и уйти от него искать своё счастье дальше.
На Стефана лошадей поили водой, пропущенной «через серебро», — от болезней, а ещё защищались от ведьм, устанавливая по углам двора осиновые колья.
10 января – день Агафьи, Домны и Никанора
В этот день – дабы напугать нечистую силу — начинали ряженые свои озорные игры. Они мастерили себе страшные святочные маски – хари и рожи.
11 января – день памяти мучеников-младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
У наших предков существовало поверье, что малышам в сумерки на улицу лучше не выходить. Поэтому вечер 11 января семья проводила вместе, взрослые рассказывали детям сказки и загадывали загадки.
12 января – день Анисьи-желудочницы
Из-за праздничных гуляний столы уже начинали оскудевать, поэтому крестьяне вновь резали живность. На столах прибавлялись свиные желудки и блюда из гусиных потрохов.
13 января – день преподобной Мелании или Васильева коляда (Васильев вечер)
День святой Мелании (или, по-народному, — Меланки) раньше приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Так как издавна люди верили, что «коли первый день в году весёлый (счастливый), то и весь год будет таков», стремились встретить его по возможности радостнее, веселее, сытнее. Накрывали щедрый стол. Отсюда пошло множество поговорок: «Наряжается, что Маланья на свадьбу», «Еды, как на Маланьины именины» и пр.
Немудрено, что народными названиями этого дня являются также «Маланьины сборы», «Щедруха», «Щедрый (богатый) вечер».
Главным блюдом на Васильев вечер была свинина. Во-первых, святой Василий считался покровителем свиней и свиноводов, во-вторых, свинья являлась символом плодородия.
Молодёжь шла колядовать:
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
С Василь-вечером было связано в народе немало примет, самая известная из которых, наверное, та, что «под Василия ведьмы крадут месяц», чтобы он своим предательским светом не мешал им развлекаться, и чтобы… подоить его.
Также считалось, если выйти во двор в полночь, — можно явственно ощутить, как новый год прогоняет старый.
14 января – день святителя
Василия Великого, Новогодье. Новолетье. Второй период Святок
Уже одно только созвучие имени святого Василия со словом «веселье» подсказывало, как надо провести этот день: весело, радостно, дружно.
В центре новогоднего стола ставили свинину, чаще всего это был 2-3-недельный поросёнок, зажаренный на вертеле.
Выпекались из теста фигурки различных домашних животных. Ими одаривали колядовщиков, наряду со сладостями и орехами. Угощали их и блюдами из свинины – пирогами, отварными свиными ножками, начинёнными свиными кишками. Когда колядующие приходили во двор, то, среди прочего, говорили, испрашивая у хозяев угощенье: «Кишу да ножку в верхнее окошко».
Варили в Васильев день и традиционную Васильеву кашу. Кашеварить начинали спозаранок, «до белой зорьки». Ритуал был непростой, со множеством нюансов. По готовой каше смотрели, каким будет для семьи грядущий год.
В Васильев день непременным был обряд ритуального посевания – аналогичный рождественскому. В саду обязательно хозяева отряхивали деревья, приговаривая «как отряхиваю я бел-пушист снег, так отряхнёт червя-гада всякого по весне святой Василий!». – Святой Василий был и покровителем садоводов.
Ну, и старый новый год традиционно считался временем гаданий.

15 января – Сильвестров день (в народе – «куриный праздник»)
Так повелось, что в особом почёте в этот день были куры; поэтому яйца и куриное мясо не ели. В курятнике над насестом вешали «курячего (куриного) бога» (например, камень естественного происхождения с дырочкой посередине) – своего рода защиту для домашней птицы. Верили, если повесить «куриного бога» в курятнике, — он принесёт мир в не слишком дружественные отношения кур и дедушки-домового.
16 января – день памяти Малахии (последнего из ветхозаветных пророков)
Этот день был посвящён коровам: их обихаживали, старались накормить повкуснее и убирали в хлеву.
На Малахию, как правило, ублажали и домового, дабы берёг он домашний скот от всякой напасти.
17 января – день преподобномученика Зосимы-пчельника
На Зосиму загадывали на будущий год об урожае мёда: «Если снег на деревьях сучья гнёт, то летом пчёлы много мёда принесут и хорошо роиться будут».
17, а также 18 января женщинам не дозволялось шить, чтобы ребёнок родился здоровым.
18 января – Крещенский вечер, канун Богоявления (второй Сочельник или второй Свят-вечер)
Из-за поста Крещенское навечерие называют «Голодным Святым вечером». Как и в Рождественский сочельник, накануне Крещения ничего не ели до первой звезды, после чего скромно ужинали.
В этот день проводили обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
Раньше в Крещение готовилась особая ритуальная выпечка (обычно на меду) в форме крестов, а также фигурок животных. Эту выпечку ели сами и давали домашней живности.
Накануне Крещения проводилась уборка, дома обкуривались богородской травой. Это был основной вечер святочных гаданий. Со времён седой старины дошли до нас легенды о необычной целебной силе снега, собранного в этот день.
Также под вечер крещенского дня наши предки ставили на стол чашу с водой – чтобы увидеть час Крещения Господня. Ждали и верили, что «ночью вода сама колыхнётся», — это и будет знаком. В таком случае шли на улицу смотреть «разверстые небеса» и молиться, ведь «о чём открытому небу помолишься, то и сбудется».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.