СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Лето красное ярко цветёт на платках…

В Азовском музее-заповеднике открылась новая выставка, знакомящая с фондовой коллекцией павловопосадских шалей и платков, которые, как мы знаем, занимают особое место среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих славу России.
Коллекция собиралась на протяжении нескольких десятилетий, последнее крупное приобретение — несколько десятков предметов — было сделано непосредственно на Павловопосадской платочной мануфактуре в 2004 году после консультаций со специалистами предприятия.
— Это авторские работы, — говорит заведующая научно-методическим отделом И.Г. Афанасьева. — Посетителям музея предоставляется редкая возможность увидеть изделия известных художников, которые работали на Павловопосадском предприятии более 45-50 лет, чьи имена хорошо знают и за рубежом.
Демонстрируемые вещи неоднократно «переиздавались», на них представлены различные орнаменты — цветочный — он доминирующий, — с элементами абстракции, знаменитый «огуречный» принт. Цветочные узоры идут от углов, где расположены крупные цветы, к центру, где цветы более мелкие. Мы видим среди них георгины, васильки, ромашки, лилии, самый популярный цветок — розу. Причём самых разных цветов — синего, розового, зелёного жизнеутверждающего и пр. Иногда палитра настолько богатая, звучная, что диву даёшься — какое многоцветие! И трудно остановить на чём-либо взгляд!
Безусловно, любителям старины будет интересно взглянуть на платки той же Павловопосадской мануфактуры, датируемые концом XIX-началом XX вв. Видно, что вещи эти очень старые — имеются потёртости, дырочки. Но как же они красивы! И это тем более удивительно, что раньше технологический процесс был много сложнее, чем сейчас. Платок был результатом колоссального труда, а потому вещью довольно дорогостоящей, люди небогатые, купив такой платок, хранили его как реликвию — надевали по большим праздникам да ещё, быть может, в церковь. Теперь понятно, почему в фильмах, правдиво отражающих быт прошлого, женщины всегда восторгаются подаренной шалью (в том же «Тихом Доне» Герасимова), подарком редким и очень желанным. Да и сейчас не каждый может позволить себе изделие знаменитого предприятия. Цены, вы можете сами в этом убедиться, зайдя на сайт мануфактуры, «кусаются». Но как же красиво, неповторимо, уникально всё, что она выпускает: кроме шалей — шарфы, палантины, скатерти! Это бренд страны — наравне с матрёшками да самоварами, — и её и гордость. Отказать себе в такой милой сердцу роскоши невозможно.
А теперь немного истории…
Платок появился ещё в каменном веке, когда люди от непогоды пытались защитить голову и шею. Первые платки были популярны в древнем Китае, Древнем Египте и в Римской империи. И носили их и мужчины, и женщины. Археологами были обнаружены древнеегипетские рукописи, где упоминается о четырёхугольном куске материи, который набрасывался на плечи и служил символом социального статуса человека. Упоминания об этом головном уборе содержатся также в текстах Нового Завета. Его использовали для покрытия головы и вытирания пота с лица. В эпоху раннего христианства платок являлся непременной частью женского гардероба...
...Упоминания о нём можно найти при изучении истории Франции. Законодателем мод по ношению платка стал французский король Людовик XIV, позаимствовавший способ завязывания ткани вокруг шеи у хорватов, находившихся на службе при его дворе.
История русского платка своими корнями уходит в далёкий XII век. Предшественником его был убрус — белое льняное полотенце. В XVII веке на Руси появился первый тканый платок. Долгое время им покрывали голову замужние женщины. Со второй половины XIX века в Российской империи в моду вошли ситцевые и парчовые, пуховые и шёлковые набивные платки. Особым достоянием русской культуры наряду с павловопосадскими платками стали оренбургские платки из козьего пуха.
К истокам промысла
Павловский Посад — небольшой старинный русский город, стоящий на берегу Клязьмы неподалёку от Москвы. На всю Россию он славится своими выразительными, самобытными платками.
К началу XVIII века в районе Павловского Посада уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шёлковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шёлковые и бумажные материи и платки.
Правнук, Яков Иванович Лабзин совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские платки были выпущены в начале 60-х годов XIX века.
Расцвет мануфактуры пришёлся на 1870-1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получил звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие было награждено серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде фабрика получила право на изображение на вывесках и этикетках государственного герба.
После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. В это время оно расширило ассортимент, модернизировало внешний вид платков. На изделиях появились изображения животных, темы революции, индустриализации и коллективизации.
В 1937 году фабрика приняла участие во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.
Классический вариант традиционного павловского платка сложился в середине XIX века. Число цветовых оттенков в изделии могло достигать от 10 до 30. Узоры компоновались между собой, овалы, звёзды, медальоны, фигуры из цветочных гирлянд и орнаментных полос, переплетаясь между собой, создавали уникальную и оригинальную композицию, делавшую эти платки настоящим произведением ткаческого искусства.
Всё великолепие цветовых оттенков и сложность причудливых цветочных узоров и орнаментов передавались с помощью очень сложной и трудоёмкой набивной технологии нанесения краски и узоров. Это достигалось путём применения специальных резных форм из дерева, на которых был искусно вырезан орнамент и узор, досками-формами под названием «цветок» краска переносилась на ткань, досками под названием «манера» набивались контуры будущего изображения. На «манерах» узоры выжигались, а затем заливались свинцом.
В конце XIX века в процессе изготовления стала использоваться трафаретная печать, с помощью которой узор наносился на ткань не деревянными формами, а капроновыми или нейлоновыми шаблонами, краску наносили специальные печатники.
И сегодня, как и раньше, традиционные павловопосадские платки — шерстяные или полушерстяные. Выпускаются также шёлковые изделия. Ткань ткётся и обрабатывается особым образом, у мастеров есть немало секретов. Изготовление платков и нанесение рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций. Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы стали прочнее, а шерстяная ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того, как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске. После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки. После окраски к самым дорогим платкам добавляется особой вязки бахрома.
И получается — красотища! Мотивы павловопосадского народного промысла используются современными кутюрье и модельерами при создании новых модных коллекций одежды.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.