СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Героини великих картин

Владимир Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. – 18-летней Марии Лопухиной, представительницы графского рода Толстых. Он был заказан её супругом С.А. Лопухиным вскоре после свадьбы, написан в 1797 году и хранится сейчас в Третьяковской галерее.
В нём Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её натуры, для чего использовал традиционный для портретной живописи приём — окружение персонажа предметами, помогающими его охарактеризовать. Это и черты русского пейзажа, перекликающегося с образом Лопухиной, и нежная шаль, и поникшие бутоны роз.
Именно изображенной на портрете девушке посвятил свои стихи поэт Яков Полонский: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали страданье — тень любви, и мысли — тень печали, но красоту её Боровиковский спас».
Судьба красавицы оказалась печальной: спустя несколько лет после написания картины в возрасте 21 года Мария умерла от чахотки.
«Неизвестная» (1883 г.) считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Между тем, художник ни в письмах, ни в дневниках не оставил упоминаний о личности своей героини. Утаил, придав портрету ореол таинственности.
Искусствоведы называют десяток разных прототипов «Незнакомки». Кто говорит, что это дочь художника Софья, кто – что племянница Людмила Крамская, кто узнаёт в ней красавицу-крестьянку Матрёну Саввишну, жену приятеля Крамского, богатого дворянина Бестужева; есть версия, что это фаворитка Александра I Варвара Туркестанова, чей портрет в медальоне попал как-то в руки Крамского. А, может, это собирательный образ? А, может, – виденье, прекрасная, мимолётная и недостижимая муза? —
В час прогулки по Невскому проспекту из зимнего тумана появилась Дама в открытом экипаже. Откинувшись на спинку коляски, она смотрела на окружающих с гордостью женщины, сознающей своё обаяние. Её взгляд можно было бы назвать даже надменным, если бы не затаённая грусть в больших тёмных глазах.
Позже, на пороге XX века, в такой же морозный, по-петербургски пасмурный день не эта ли Дама явилась на Невском высокому молодому человеку? Оттенки душевного смятения и романтической меланхолии на его красивом лице без колебаний заставляли признать в нём поэта. Александр Блок был погружён в глубокую задумчивость, когда навстречу ему выехал открытый экипаж, и, бросив в сторону поэта слегка высокомерный рассеянный взгляд, Незнакомка опять исчезла в тумане. А потом были стихи:
…Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Восхитительная «Царевна-Лебедь» (1900 г.) завораживает своей непостижимой, мистической, величавой красотой!
На создание её образа Михаила Врубеля вдохновила опера Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» по одноимённой сказке Пушкина. Врубель был автором эскизов для её декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Однако врубелевская царевна не похожа на Забелу. Перед нами не костюмированный портрет артистки, а чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. Художник пытался уловить момент превращения девы в птицу, ускользающее движение уходящей царевны. Две стихии олицетворяет она — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную.
Художник и искусствовед Николай Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство со своей сестрой, Еленой. Когда-то Врубель был влюблён в её мать – Эмилию Львовну, использовал её в качестве модели. И в лике Царевны, видимо, отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а, может быть, и чьи-то ещё.
Уже упомянутый Александр Блок очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
Ах, как хороша кустодиевская «Купчиха за чаем»! Алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза, свежее лицо, округлые плечи… Чинно пьёт она чай из блюдечка в своём «домашнем раю», кокетливо оттопырив пухлый мизинец…
Моделью для картины Бориса Кустодиева послужила реальная женщина. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Художник был настоящим поэтом купечества. Купчихи в его творчестве — это богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».
Летом 1918 года, начав набрасывать фон для новой картины, Кустодиев поделился своими раздумьями о пышной и цветущей модели с женой, попросив ту помочь с поиском. Нужная натурщица нашлась довольно скоро, причём жила она в том же подъезде, где и Кустодиев. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода, в ту пору студентка медицинского факультета. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать и даже гордилась этим.
Хотя Кустодиев работал, сидя в инвалидной коляске, картину он написал довольно быстро, за несколько дней. Её считают одним из наивысших его достижений.
Врачом кустодиевская натурщица так и не стала. Обладательница меццо-сопрано, в советские годы Г.В. Адеркас-Богуславская пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась.

 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.