СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Время покаяния

Для православных наступило время Великого поста – самого длительного и строгого. В очередном интервью нашей газете клирик Полкового храма Азовской иконы Божией Матери иерей Николай Пиховкин рассказывает – для чего нужна эта часть духовной жизни, и как правильно поститься.

— Великий пост – особый по значению и продолжительности. В чём его суть?
— Мы вступили в дни Великого поста. В Священном писании сказано, что это дни спасения, когда мы должны уйти от суеты, успокоиться, задуматься о бытии своём, предназначении своей жизни на этой Земле: для чего я живу, что будет потом.
Поскольку приоритетом для нас является духовная жизнь, православные называют их радостными, принято даже поздравлять друг друга с началом поста, так как эти дни наиболее благоприятны для того, чтобы послужить Богу, принести покаяние. Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей. Чему могут способствовать, безусловно, молитвы. Для усиления молитвы нужно чаще посещать богослужения. Процитирую святителя Игнатия Брянчанинова: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, т.е. молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
То есть, пост – это не только ограничение в употреблении определённого рода пищи, не самоцель, а лишь средство для нашего духовного делания.
— Я читала, в эти дни происходят изменения в богослужении, в домашней молитве…
— Да, действительно, Церковь самой службой подготавливает и помогает нам сосредоточиться на чувстве покаяния. Во-первых, отменяется Божественная литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме субботы и воскресенья), самая торжественная, самая главная часть богослужебного круга. Лишь в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Все службы великопостные весьма отличны от богослужений непостных дней. В них преобладает чтение над пением, которое является проявлением радостного, торжественного состояния духа. Мы больше читаем Псалтырь, которая также настраивает человека на покаяние, и весь Великий пост и Страстную Седмицу не читаем акафисты. Церковь облачается в тёмные – чёрные либо фиолетовые тона, и священники – в тёмные ризы. Это ни в коем случае не означает ничего траурного, но необходимо для того, чтобы вызвать покаянное чувство, от которого не отвлекались бы ни зрение, ни ум.
— Что можно и чего нельзя кушать во время Четыредесятницы и Святой Седмицы? В какие дни можно позволить себе некоторое послабление в пище? Как быть детям, беременным, больным людям? В чём православные ещё должны ограничить себя? И, наоборот, что нужно делать обязательно, с большим, быть может, рвением, чем прежде?
— Наш Устав предписывает первые два дня Четыредесятницы не пить воду, сухоядение. Безусловно, нужно отказаться от мясного, молочного, нельзя вкушать яйца и рыбу. Лишь в субботу и воскресенье можно употреблять пищу с растительным маслом. Разрешается вкушение рыбы в день Благовещения 7 апреля и в праздник Вход Господень в Иерусалим 21 апреля, а также рыбной икры в Лазареву субботу 20 апреля.
Конечно, это предписание не может быть применено ко всем абсолютно. Детей, беременных женщин это, наверное, не касается. Но всё же какую-то строгость необходимо соблюдать. Насчёт поста лучше проконсультироваться с духовником. Ведь, как сказал святитель Иоанн Златоуст, «пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться».
Как я уже сказал, ограничение в пище – лишь средство, которое вспомоществует в духовном делании. Поэтому необходимо усилить молитву, сосредоточиться на покаянии, ограничить себя в увеселительных мероприятиях. Сосредоточиться на борьбе со страстями своими. – Вот в чём главный смысл и задача этого времени. Потому что, если не вести работу над грехами, страстями, — они будут прогрессировать. Иоанн Златоуст пишет: «Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело». И: «…пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». «Ты постишься? – продолжает святитель. — Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
— Надо ли брать благословение перед постом? Посоветуйте, что делать, чтобы пост не превратился в формальность, чтобы мы не чувствовали усталости, раздражения? Как быть, если человек сорвался?
— В церковном календаре четыре многодневных поста и еженедельные постные дни – среда и пятница. Перед каждым постом брать благословение, наверное, не нужно, но перед Великим, если человек хочет принести какой-то особый подвиг, может быть, даже тот, что предписан Уставом (это сложный пост, в том числе в физическом плане), — конечно, благословение у духовника надо взять и стараться его выполнить. Не должно быть никакого формализма. Василий Великий говорил: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».
Если нет молитвы, духовного делания, если человек не сосредотачивается на самом главном, то есть, не вырабатывает смирения в самом себе, то пост превращается в диету.
Усталость, раздражение можно почувствовать, наверное, от нехватки смирения. Что делать? – Усилить молитву.
Если человек нарушил пост, то, конечно, необходимо покаяние.
— Какие молитвы желательно читать дома?
— Псалтырь, хотя бы по одной кафизме, каноны. Определённое правило, которое мы хотим на себя возложить сверх этого, также согласовывается с духовником.
— Мы постимся до Пасхи, однако это время делится на два периода: Великий пост, длящийся 40 дней, и Страстная Седмица. В чём смысл такого разделения?
— Смысл в том, что всё время Великого поста – это наш путь к осмыслению той жертвы, что принёс Господь Иисус Христос ради нас, и подготовка к радостной встрече Его Святого Воскресения. Страстная Седмица – это время воспоминания последних дней Христа, Его жизни, Его страданий, распятия, смерти... И венчается наш духовный подвиг встречей Пасхи Христовой.

Записала Елена Рычагова

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.