СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

От Тайной Вечери до Воскресения

Как не вспомнить накануне Пасхи о священных изображениях, повествующих о Воскресении Христовом и предшествующих ему событиях. Чтобы описать их разнообразие, я отправилась в музей, на выставку «Святые лики икон».
Из всего многообразия образов две посвящены грядущему празднику. Обе называются «Сошествие во ад – Воскресение Христово». Это один из самых распространённых иконографических сюжетов. Рассказывает заведующая научно-методическим отделом Азовского музея-заповедника И.Г. Афанасьева:

— «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», — свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому момент Воскресения – непостижимый и никем не виденный не отображен в иконографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона «Сошествие во ад», где явлено избавление людей от уз вечной смерти.
Основой для этой иконографии послужило, в частности, апокрифическое евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Иисуса в ад: «И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив диавола, связал (его), предал муке вечной и увлёк земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое светлое сияние.
…И сказал Господь, простирая руку Свою: Приидите ко мне, все святые Мои, ибо имеете подобие образа Моего – вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть».
Иконография образа достаточно сложная, многофигурная. Ноги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. По бокам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцев. Часто по периметру иконы располагаются клейма, отображающие основные события евангельской истории, отмечаемые нами как праздники.
Иконы из музейного собрания относятся к рубежу XIX-XX вв. Одна – местной иконописной школы. Это видно по наивной диспропорции форм, а также по изображению белой ослицы, напоминающей нечто среднее между ослом и лошадью: казаки, видимо, не признавали за ослицей права появиться на иконе и постоянно пытались заменить её лошадью. Икона довольна тёмная.
— Сверху иконы покрывались лаком, — объясняет И.Г. Афанасьева, — который со временем разлагался и вызывал потемнение живописи. Это естественный процесс. Тогда образ относили мастеру, и тот удалял старый слой лака, поновлял краски – и снова покрывал всё олифой. Поэтому большинство старых икон тёмные. Если мастер к тому же неправильно очищал образ, лики терялись. В реставрации не принято восстанавливать утерянные лики.
Звучание красок другой иконы, цвет её опуши выдают в ней произведение мастерских, находившихся где-то под Воронежем.
Предшествующее Пасхе событие – Тайную вечерю – можно увидеть на иконе XIX века, выполненной в очень необычной технике: резьба по перламутровой ракушке. Иконка является Евлогией – это сувенирная продукция, которую привозили как память из паломнической поездки. В данном случае это греческая икона.
Другая необычная икона «Не рыдай Мене, Мати» изготовлена в технике медного литья. Данная композиция представляет Христа во гробе: тело Спасителя наполовину положено во гроб, голова опущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной его – крест. Одним из источников иконографии стал ирмос девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся…». «И это, может быть, концентрация содержания всей Великой седмицы: скорбь и ожидание радости», — говорит духовенство, объясняя слова песни.
Лежащего во гробе Христа изображает и плащаница. Старинный плат датируется XIX веком, скорее всего, изготовлен в Подмосковье. В нём сочетаются живопись и вышивка в технике бить: серебряными нитями. Уже в евангельском описании погребения тела Спасителя можно встретить упоминание о плащанице: «Он, (Иосиф Аримафейский) купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба».
Если вы интересуетесь христианской культурой, обязательно обратите внимание на кресты, напоминающие о кульминационном моменте Страстей Христовых — Распятии.
Это, во первых, крест XIX века из неизвестного храма – его принесли в музей в жутком состоянии, реставратор с большим трудом привёл его в порядок, - кресты меднолитые, а также изображённые на медных же складнях (XVIII-XIX вв). Медь считалась священным металлом. По народному поверью, кресты-тельники должны быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Поэтому в старину даже те, кто мог позволить себе нательный крест из золота и серебра, приобретал медный крест.
На аверсе любого креста центральным изображением является распятие, рядом запечатлены орудия страстей – копие и трость, внизу, у подножия, помещено изображение черепа Адама, на который капает кровь Христа, смывающая человеческие грехи, а в навершии, как правило, — бога Саваофа (если крест изготавливался для старообрядцев) или Спаса. На каждом кресте присутствуют именующие надписи. На некоторых крестах, если делались они в подмосковных мастерских, основная композиция дополнена изображением ангельских сил. Четыре буквы М Л Р Б внизу означают: «Место Лобное Рай Бысть». Крест, на котором Спаситель мира принёс Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем.
В коллекции представлены кресты наперсные, киотные (дополняющие икону), напрестольные, мощевики, четырехконечные и восьмиконечные, с разным завершением концов – самые разнообразные, некоторые украшены разноцветными эмалями. Последние не только подчеркивают рельеф изображения и придают ему неповторимое звучание, но являются символами. Так, зеленый цвет символизирует надежду, а темно-синий и черный – непостижимую тайну. Необыкновенно красив большой крест, называющийся «Патриаршее распятие».
Также связанные с Пасхой события в конце XIX-начале XX нашли отражение в хромолитографиях и открытках. Открытки выпускались целыми сериями. Одна серия могла насчитывать до ста открыток. Фрагменты евангельской истории, в том числе, например, смерть Христа на кресте, разбирались очень подробно (видимо, у издателей этой недорогой, доступной широким массам продукции были цели просветительского характера): открытки рассказывали о распятии, снятии с креста, омовении, оплакивании и т.д.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.