СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Вспомним всех поимённо. Дважды Герой Борис Сафонов

Всего дважды Героями Советского Союза (за всю историю СССР) стали 154 человека. Подавляющее большинство из них — 71 человек — летчики, кроме того 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. А в годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них — посмертно. Летчик Степан Павлович Супрун первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов. Короткая, но славная биография этого героического человека, несомненно, заслуживает особого внимания.

Борис Феоктистович Сафонов родился 13(26) августа 1915 г. в Тульской губернии в крестьянской семье. После окончания семи классов, в конце 20-х годов, поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Тула. В период обучения с 1931 года начал заниматься и в кружке планеристов при Тульском аэроклубе. Через год был зачислен в военную школу курсантом-летчиком. Его инструктором была сама Валентина Гризодубова.
С 1934 по 1940 гг. — рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской работе. Сослуживцев Сафонова удивляла его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всем: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные. Все отмечали его ораторский талант — умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим.
В 1940 году, по личному рапорту Сафонова, его перевели на Кольский полуостров в распоряжение ВВС Северного флота командиром звена авиационного полка.
Великую Отечественную войну летчик встретил командиром эскадрильи 72-го авиационного полка Северного флота, в которой ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия ее командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах, Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника).
24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов первым из летчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе — он сбил бомбардировщик «Хе-111», участвовавший в налете на советские военно-морские базы. В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом — «эресом» — повредил самолет противника. «Хейнкель» ушел в море, преследуемый Сафоновым до бухты, где ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулеметы…
Эта победа имела неожиданные последствия… Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие летчики даже на сухопутных самолетах имели резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колесные самолеты, летающие над морем («полезное надо перенимать»). И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских летчиков.
К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за пять дней августа он одержал 5 личных побед.
15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием вступила в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолета.
16 сентября 1941 года капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К моменту опубликования Указа о награждении, на счету летчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету ее командира.
В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские летчики на истребителях «Харрикейн», прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев, Сафонов первым на Северном флоте облетал английский «Харрикейн», а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики подразделения.
По инициативе Сафонова английские самолеты, поступавшие по ленд-лизу на вооружение ВВС Северного флота, были переоборудованы. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемета, после чего Сафонов решил заменить пару пулеметов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов.
Сафонов был грамотным тактиком истребительной авиации, осторожным и вдумчивым. ВВС Красной армии встретили войну с уставным построением в звенья из трех самолетов, а в бою эта схема неудобна в управлении и применении. Сохранились свидетельства, что Сафонов еще до войны утверждал, что пора переходить на более гибкую и цельную схему с построением в пары «ведущий-ведомый». Именно так воевали истребители Люфтваффе, и на эту схему советская авиация переучивалась уже в ходе войны.
С октября 1941 года Б.Ф. Сафонов — командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счет сбитых самолетов и за один месяц был награжден двумя орденами Красного Знамени (всего у него три таких ордена).
Во второй половине марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения.
В конце марта провел воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два вражеских истребителя.
В марте же 42-го Борис Феоктистович получил «Distinguished Flying Cross» — «Крест за выдающиеся летные заслуги», высшую награду для авиаторов Британии. За всю войну только четыре советских пилота были удостоены этого ордена. «Сафонов — самый популярный летчик-истребитель среди английских летчиков, находившихся на Северном флоте. Его мужество, отвага, геройство являлись примером для всего летного состава ВВС СФ, а также англичан. Если будет решен вопрос о представлении к английским наградам — Сафонов является самой подходящей и популярной кандидатурой», — говорилось в тексте представления к этой награде.
Свой последний, 224-й, боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое летчиков-североморцев во главе с Сафоновым на английских Р-40 «киттихаук», обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолета и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У Р-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Сафонов во второй раз удостоился звания Героя Советского Союза. К этому званию он был представлен не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.
Точное количество сбитых Сафоновым самолетов неизвестно. Его принципом было записывать на свой счет не более одного сбитого самолета за один бой. Поэтому формальный счет аса — 22 сбитые машины противника — не отражал его боевой эффективности и близко.
Сослуживцы вспоминали, что для Сафонова было нормально самостоятельно сбить в групповом бою 2-3 машины, себе оставить одну, а остальные своей волей расписать по подчиненным.
По некоторым оценкам, его реальный счет за неполный год войны мог доходить и до 40 самолетов.
Боевые заслуги Сафонова — это не только уничтоженные им вражеские самолеты. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.
Борис Феоктистович Сафонов был навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка ВВС Северного флота, который носил его имя. Один из самолетов, на котором он воевал, хранится в Центральном Военно-Морском музее (Санкт-Петербург). Его имя носит поселок в Мурманской области, оно присвоено улицам и площадям в разных населенных пунктах, а также отдельному корабельному истребительному авиаполку ВМФ (279-го ОКИАП). В разных городах установлены бюсты Героя.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.