СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Куклы вуду под Ростовом, или как превратить музей в детский мир

Музей-заповедник Танаис в хуторе Недвиговка, всего в 20 километрах от Ростова, знают многие. Можно сказать, практически все. Кто-то побывал в этом уникальном месте еще в далеком детстве в составе школьной экскурсии, большинство же посетили его уже в зрелом возрасте, привезя с собой своих отпрысков, чтобы посмотреть на экспонаты более чем двухтысячелетней давности, собранные в экспозиции музея. Да и просто побродить по древним развалинам домов и площадей, послушать тишину, свист ветра над давно уснувшим городом, подышать запахом полыни, в изобилии растущей среди камней старинных построек.
Во всяком случае, за чем бы человек ни приехал в Танаис, там он найдет все. Любитель природы насладится пейзажами, тот, кто ценит историю, узнает много нового о далеком прошлом Донского края.
Экспозиция музея поистине уникальна. В ней представлены все этапы существования города, начиная с момента его возникновения в III в. до н.э. и до трагической гибели в середине III века нашей эры. Но на этом история города не заканчивается. На его территории жили и в IV, и в V веках нашей эры, а также в эпоху средневековья. Все эти экспонаты найдены, отреставрированы и сохранены в фондах музея в результате многолетних археологических раскопок, начавшихся еще в 50-х годах XX века.
Сначала это были небольшие раскопы на цитадели древнего города, окруженной оплывшим рвом и остатками разрушенных стен. Затем масштабы раскопок расширились, захватывая все большие и большие площади на территории города. К началу нынешнего века уже была исследована значительная часть цитадели, часть городских башен и стен, включая входные ворота, а также участки пригородов, занимавшие значительную часть территории под современным хутором Недвиговка. Оказалось, та часть, что ранее считалась собственно Танаисом, окруженная стенами и рвом, на самом деле – всего лишь административный центр, в котором размещались городские службы, жилища наиболее богатых жителей, купеческие склады, полные различных товаров, в том числе амфор, сотнями извлекаемых из глубоких городских подвалов, торговая площадь-агора, и, возможно, даже маяк, от которого сохранились мощный фундамент и фрагменты амфор с надписью «нафта» (нефть). С конца 90-х годов XX века кроме российских археологов на территории городища стали работать немецкая и польская археологические экспедиции.
Трудно представить себе тот объем находок, который был добыт в результате многолетних раскопок. Для того чтобы разместить на обозрение публики в музейных залах хотя бы малую часть экспонатов, было построено новое здание музея, а для их хранения – новое двухэтажное здание фондохранилища. Благодаря штату профессиональных музейщиков с многолетним опытом работы Танаис стал не просто музеем, а МУЗЕЕМ с большой буквы.
При посещении вновь открывшейся в новом здании около десятка лет назад экспозиции сразу бросалось в глаза, что над ее созданием работали истинные профессионалы. И пусть в залах экспозиции музея не так много места, как хотелось бы, но тем не менее вся жизнь древнего города от его рождения до момента гибели была представлена значительным количеством экспонатов.
Но с недавних пор в экспозиции музея стали происходить очень странные вещи. Археологии в ней становится все меньше и меньше. Место редчайших находок занимают непонятного вида безликие тряпочные куколки-монстрики, сшитые наспех из подручных материалов и одетые в псевдогреческие и псевдоварварские одеяния, смастеренные из тряпочек и лоскутков. И если еще в позапрошлом году эти заготовки под кукол вуду (а именно на произведения африканских колдунов больше всего похожи заполонившие танаисскую экспозицию «произведения искусства») сиротливо жались в углу одного из музейных залов, то сейчас они вольготно расположились в одном из двух залов музея, загнав археологическую экспозицию в самый дальний угол зала. Очень это напоминает последнюю линию обороны, как в осажденном Ленинграде.
Заинтересовавшись происходящим, через околомузейных знакомых я выяснил, чем вызван этот парадокс. Оказывается, за всем этим засильем оккультной атрибутики стоит близкая родственница одного из руководителей музея, ранее возглавлявшая кружок мягкой игрушки в одном из ИУ Азова.
Из кружка мягкой игрушки для детей при музее-заповеднике сие «предприятие», судя по количеству произведенных монстров, превратилось в целую фабрику по штамповке непонятных тряпочных человечков, приносящих, может быть, даже и немалую прибыль.
Какая уж тут археология!
Интересно, а в какую же сумму обошлась музею закупка огромного количества тряпочных болванчиков? Ведь эти деньги можно (да и нужно!) было пустить на закупку оборудования для археологических экспедиций музея, реставрационные работы на городище и т.д. и т.п. Танаис все-таки АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, а не «Детский мир» или музей тряпичных кукол, в который он на настоящий момент, с моей точки зрения, превратился.
А сейчас, глядя на этих тряпичных уродцев, слепо таращащихся из витрин музея (предназначенных для археологических экспонатов) и словно ждущих, чтобы в них воткнули иглу, хочется задаться вопросом: «Компетентно ли руководство, возглавляющее один из крупнейших на Юге России археологических музеев-заповедников? Если оно так увлечено куклами, не лучше ли ему будет сменить кресло директора археологического музея (который, с моей точки зрения, в настоящее время практически сведён на нет) на место директора частного музея мягкой игрушки?» В этом случае, как я полагаю семейство было бы на своем месте, а значит не тратились бы музейные деньги на всякое барахло, шитое белыми нитками и расползающееся прямо на глазах прямо в витринах музея.
И последняя новость от танаисских музейщиков, которая буквально повергла меня в шок. Один из новых работников музея, взятый в штат по настоянию руководства, мастурбировал в музее прямо на глазах у экскурсии. Вместо того, чтобы выгнать «работничка» поганой метлой, руководитель посоветовал отобрать у извращенца телефон, который и стал объектом страсти.
Неужели здесь начали процветать все достижения западной демократии — толерантность, всетерпимость, извращенчество ...
ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ с музеем-заповедником Танаис, если сейчас Запад почти узаконил шесть полов: он, она, оно-она, оно-он... (тьфу ты, гадость какая).
Вот такая печальная история, господа. Очень хотелось бы услышать мнение представителей Министерства культуры Ростовской области, иначе скоро от Танаиса останется только груда камней, в музейных витринах окончательно поселятся тряпочные болванчики, а места сотрудников с многолетним опытом работы займут протеже с сомнительными моральными ценностями.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.