СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Красный пароход

Любая ниточка азовских семейных сплетений тянется, затрагивает и раскрывает интересные судьбы людей. Стоит только потянуть какую-то, как будешь увлечён интересной историей из жизни города или человека. Одна такая ниточка, родственно связанная с городским головой Виссарионом Ивановичем Мышкиным, привела меня к интересной азовской семье Кулагина Захара Иосифовича. Расскажу о нём как о родоначальнике славной плеяды мореплавателей, и его младшем сыне Иване. 

Сам Захар Иосифович был родом из Запорожья. В молодые годы матросом доставлял Сивашскую соль из Крыма на судах в разные места, в том числе и в Азов. Был он неграмотен, но смекалист и понял, что иметь дело с Азовом очень выгодно. Здесь, как нигде, всегда нуждались в соли, особенно азовские прасолы. Терпеливо накапливая деньги, Захар купил в Азове подворье на улице Гоголя. Построил в порту соляной склад. Позже приобрел парусное судно, на которое уже имел возможность нанять капитана и трёх матросов. Нишу соляного дела в Азове Захар Кулагин успешно занял на долгие годы. 

В конце 50-х XIX века Захар женился. Его жена Вера была на десять лет моложе, что считалось нормальным в Азове. В течение 16 лет в семье один за другим, крепкими и здоровыми, родились дети: Марфа, Василий, Андрей, Иван, Агафья. Отец семейства, Захар Васильевич, хотя и расписывался до конца жизни крестиком, всё же, постарался создать условия детям для получения образование. Старший сын Василий получив инженерное образование, впоследствии стал владельцем пивзавода в Ростове. Два других сына пошли по отцовской стезе. Постигая морские науки, они получили дипломы штурманов дальнего плавания. Младший Иван, в 1914 г., будучи опытным штурманом, пересёк экватор. Но прославил он Азов и молодую советскую республику одним заокеанским плаваньем, о чём необходимо написать подробнее. В 1925 году, впервые, к берегам Америки прибыл советский торговый пароход «Вацлав Воровский», который привёл азовчанин, капитан Кулагин Иван Захарович.

Это плаванье имело для молодой советской России большое политическое значение, так как её государственный флаг впервые появился у берегов США, не признававших тогда страну Советов. Не без основания, опасаясь распространения «красной заразы», портовые власти и полицейские порта г. Норфолка штата Вирджиния, куда причалил пароход, запретили капитану Кулагину и его команде выходить на берег. 

Пополнив запасы угля и продовольствия в порту, пароход направился вдоль восточного побережья американского континента. В следующем порту — Саванна (в Бразилии), команде и капитану судна также запретили выйти на берег. Кулагин выразил протест представителю американской фирме, для которой был доставлен груз. Тогда портовые власти пошли на уступку и дали согласие капитану советского парохода выйти на берег в сопровождении двух полицейских. Иван Захарович твёрдо и хладнокровно заявил о том, что разгрузка судна начнётся лишь тогда, когда будет обеспечен достойный сход команды на берег.

Власти порта вынужденно согласились, но предупредили Кулагина о том, что если кто-то из команды сбежит и не вернётся на пароход,— капитан обязан будет выплатить штраф по тысяче долларов за каждого. Но среди подобранных достойно представлять страну Советов — 48 членов экипажа — таких не нашлось и быть не могло.

Неожиданная встреча для капитана Кулагина и его команды произошла в Монтевидео. Там советский пароход встретили на подходе в порт. Сотни уругвайцев на лодках и мелких судах, размахивая советскими и уругвайскими флагами, скандировали: «Друзья! Друзья!» Затем на причале состоялся 15-тысячный митинг с букетами и флагами, организованный уругвайскими коммунистами. Возвращаясь на родину, пароход зашел в Гавану загрузить сахар-сырец для Лондона. Здесь власти, опасаясь митингов, запретили капитану заходить в гавань и предписали установить пароход на рейде, куда для его загрузки решили доставлять сахар на барже.

Представителям профсоюзов Гаваны удалось посетить пароход, где были устроены дружеские встречи с командой, с обменом национальными флагами.

Рейс советского парохода «Вацлав Воровский» у берегов Америки длился 7 месяцев. Впервые флаг советской страны побывал в портах США, Бразилии, Уругвая, островов Барбадос, Тринидат и на Кубе. 

Второй раз советский флаг на американский континент доставили экипажи летчиков Чкалова и Громова в 1937 г., совершая беспосадочный полет Северный полюс — США. В сентябре 1925 г. на обратном пути в Лондон капитан Кулагин тяжело заболел. По прибытию в Лондонский порт ему предложили остаться лечиться, но Иван Захарович категорически отказался, ссылаясь на то, что он должен довести пароход на родину. 

После прибытия в Ленинград, Иван Захарович скончался в 1926 г. в возрасте 50 лет. Его последнее желание быть похороненным в Азове, осуществилось. Тело его доставили в цинковом гробу в Азовский порт, установили для прощания в клубе моряков, располагавшемся в бывшем доме купца Легноса — на спуске, сразу у крепостных ворот. Похоронили известного азовского капитана с почестями на азовском кладбище. Спустя год, рядом с Иваном Захаровичем похоронили его отца — Захара Иосифовича Кулагина вместе с его 97-ю годами прожитой жизни.

 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.