Среди некоторых осетин существует идея переименования в алан.
Основой этногенеза осетинского народа послужило объединение аланских племён с кавказским населением. Это подтверждается как по языку и мифологии, так и по археолого-антропологическим данным осетинских захоронений.
Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в., развита в 1-й половине XIX в. Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русский ученый В.Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы».
Язык
Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира.
Фактически же население Южной Осетии говорит на двух говорах иранского диалекта осетинского языка — кударо-джавском и чсанском. В южных говорах больше грузинских заимствований, в северных на месте тех же заимствований — русские корни.
Из истории
По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы.
Во II в. до н.э. в своих трудах по географии Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племён.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.
Позднее хазары были разгромлены Древнерусским государством и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другой.
В 1237 году, одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание Алании. Произошедшее в январе 1239 г. падение Магаса — наиболее значительного и укреплённого города Алании — для алан было тяжелым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей. Затем аланы испытали тяжелый удар от нашествия войск Тимура Тамерлана.
Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык.
Весной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. В их числе были: присоединение Осетии к России, обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в Осетии: из-за частых войн, которые вела Россия в 1-й половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как свинец, особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.
В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства императрицей Елизаветой Петровной. В соответствии с новыми соглашениями, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.
При Екатерине II, после победы России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., Россия открыто заявила о своих интересах на Кавказе. Астраханскому губернатору П.Н. Кречетникову в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России.
Осетинские старейшины привезли в Моздок на переговоры с губернатором «Прошение», состоявшее из «преамбулы» и «положений». В преамбуле подчеркивалась приверженность осетинского народа «христианскому закону» и выражалась благодарность России за возрождение христианства. В его констатирующей части отмечалась политическая независимость Осетии от какой-либо другой страны, а набеги черкесских князей назывались главной внешней опасностью. Стремление осетин к союзу с Россией формулировалось как надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекциею всемилостивейшей нашей государыни».
Религия
Осетины считаются православными. Христианство было усвоено аланами из Византии в период с IV-IX вв. Далее становление православия происходило с XVIII по XIX вв. Осетины также являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.
До революции осетин делили еще и на иудеев и мусульман. Иудаизм часть осетин приняла от разгромленных в том числе и ими хазар. Кстати, небольшая группа хазар (ошибочно называемых в России евреями) решила свою судьбу связать с осетинским народом и так и живёт здесь уже несколько веков. Вначале они жили закрытыми кланами. Три столетия назад началась их ассимиляция. Теперь же и последователей иудаизма почти не осталось.
А мусульманами часть осетин стала в связи с проникновением этой религиии от соседствующих народов.
Традиционный костюм
Осетинский традиционный костюм ныне сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц. Мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка.