СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Сохранилась память о греках, которые внесли вклад в Российскую историю и культуру. Это монахи Кирилл и Мефодий, художник Феофан Грек, просветитель Максим Грек, философ Феохар Кессиди, поэт Георгий Костоправ и многие другие. Греки много сделали для того, чтобы упрочить мощь и силу Российской империи. Многие греки поступали на военную и гражданскую службу, пополняли российское дворянство. Наиболее известен Иоаннис КАПОДИСТРИЯ (1776-1831), уроженец острова Корфу, находился на русской дипломатической службе в 1809-27 гг., в 1815-22 гг. был статс-секретарем по иностранным делам. В 1827 гг. его избрали Президентом Греции. 

* * *

Греки, или эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра. Приведём примерные цифры: общая численность 12420 тыс. человек, в том числе в Греции 9725 тыс., на Кипре 570 тыс. По данным переписи 2010 года, в России проживает 85 тыс. 640 греков. Также греки живут в странах Европы, на Украине, в Грузии, Армении, Казахстане, США.

Древние греки создали высокую античную цивилизацию, сыгравшую большую роль в развитии культуры Европы и Ближнего Востока. В эпоху Средних веков греки составили основное ядро Византийской империи и официально назывались ромеями (римлянами). Постепенно они ассимилировали мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, кельтов, валахов, славян, албанцев. Османское господство на греческих землях (XV — 1-я пол. XIX вв.) оставило значительный след в материальной культуре и языке греков.

Греко-турецкие отношения на протяжении истории сопровождаются взаимной враждой и непродолжительными периодами примирения начиная со времени, когда Греция получила независимость в 1821 г. от Османской империи. С тех пор две страны столкнулись между собой в четырёх крупных войнах: в греко-турецкой войне 1897 гг., Первой Балканской войне (1912—1913 гг.), Первой мировой войне и греко-турецкой войне 1919—1922 гг. Греческое население Смирны и Анатолии подверглось массовому истреблению (резня в Смирне). Греческая армия и администрация оставила Анатолию. Конец войне положило Муданийское перемирие от 11 октября 1922 г. На смену Севрскому договору пришел Лозаннский мирный договор 1923 г., по которому устанавливались новые границы Турции, и был осуществлен насильственный греко-турецкий обмен населением. В результате последнего около полумиллиона греков в новой Турции автоматически стали беженцами, равно как полумиллиона мусульман должны были покинуть Грецию и перебраться в Турцию. Обмен не касался только населения Стамбула и островов Имброс и Тенедос.

Из-за неудачного исхода войны и значительных людских потерь в греческой историографии события после Первой мировой войны именуются Малоазийской катастрофой. Обе армии — и турецкая в отношении православных греков, и греческая в отношении населения в оккупации — совершали военные преступления. Вместе с тем Греция обвиняет Турцию в целенаправленных действиях по уничтожению греков — геноциде понтийских греков, который осуществлялся младотурками на протяжении 1914—1923 гг. против греков исторического Понта (именно эти места нынешней Турции полюбились российским отдыхающим). Число жертв геноцида составляет от 350 тыс. до 1 700 тыс. человек.

Спасаясь от геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки были вынуждены бежать на Кавказ, откуда часть их (около 13 тысяч человек) перебралась в Крым. Так, в 1939 г. всех греков насчитывалось в Крыму более 20 тысяч человек. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы.

В 40-х гг. прошлого века греков и другие народы депортировали из Крыма, Абхазии, Аджарии, Северного Кавказа в Казахстан, Среднюю Азию и др. Таким образом, в России, Украине, Грузии, Армении, Казахстане сформировалось несколько этнических общностей греков: потомки греков, переселившихся в XVII-XIX вв. с Балканского полуострова, островов Эгейского моря и из Малой Азии в Россию на побережье Чёрного и Азовского морей и в Крым; потомки старожильческого населения Крыма (в к. XVIII в. переселены в Приазовье — так называемые мариупольские греки); потомки различных волн переселенцев к. XVIII-н. XIX вв. из Турции (главным образом на Северный Кавказ); потомки политэмигрантов XX вв.

* * *

В любом городе найдутся люди с греческими фамилиями. Ныне греки в России компактно проживают на Северном Кавказе: в Ростовской области, в Ставропольском и Краснодарском краях, в Северной Осетии, Адыгее. По своей бытовой культуре, занятости во всех сферах производства и культуры греки в принципе не отличаются от русских, но при этом сохраняют четкое национальное самосознание.

Язык

Современный греческий язык (новогреческий) — один из самых ярких образцов культурного наследия этой страны. Греки привыкли гордиться языком, напрямую связывая его с наречием Гомера или мифами Аттики, однако на самом деле в новогреческом гораздо больше славянских или турецких словоформ, чем античных. Новогреческий язык является литературным языком греческого государства. Кроме него имеется множество местных (сельских и островных) диалектов народного языка. Греки очень трепетно относятся к своему языку. (Интересно, что «нэ» по-гречески означает «да», «нет» — «охи». Отвечая отрицательно, грек слегка кивает головой снизу вверх, а не из стороны в сторону — в этом случае он хочет показать, что не понимает.)

Религия

Большое влияние на культуру, искусство, жизненный уклад греков всегда оказывало православие. Пасха и Рождество – самые почитаемые праздники. Согласно конституции Греции церковь отделена от государства, однако как минимум половину жалования священникам оплачивает именно государство. Влияние религиозных институтов в стране поистине всеобъемлюще — священник является весьма уважаемым человеком в местном сообществе, большинство греков не представляют церемонии свадьбы или похорон без церкви. В каждом доме обязательно висят образа, их же можно увидеть практически во всех офисах, магазинах и даже в автобусах или такси. Во многих школах учебный год начинается с благословения священника, в некоторых преподают и Закон Божий.

Кроме того, следует отметить, что греки очень суеверны, причем ярко прослеживаются древние языческие традиции. Почти все носят своеобразные амулеты — каждый свой, но чаще всего можно увидеть простую бирюзовую бусинку (особенно у детей). Принесение в жертву барашка или ягненка — такая же неотъемлемая часть многих христианских праздников страны, как и многие века назад. Также обязательно предложение гостю выпить чего-нибудь, хоть стакан воды или кофе, что является отголоском древней традиции ограждения от злых сил. В общем — понять весь этот клубок вер, традиций, обрядов и предрассудков постороннему человеку зачастую попросту невозможно.

 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.