СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Первоначально православная церковь Великого княжества Литовского была подчинена Киевской, а затем Московской митрополии. В результате Брестской церковной унии 1596 г. православный епископат Великого княжества Литовского признал верховную власть Папского престола. Православная церковь сохранила свою административную структуру, обрядово-литургическую традицию в том виде, в каком они существовали до Унии. Церковнославянский и белорусский язык остались основными в богослужении. Униатство стало основным вероисповеданием. После присоединения белорусских земель к Российской империи начинается активное восстановление влияния православия. Православная церковь на территории Беларуси была включена в состав Русской православной церкви. В конце XVIII в. начался переход униатов в православие, на Полоцком церковном Соборе 1839 г. было принято решение о воссоединении униатской церкви с православной. В 1905 г. был принят Указ о веротерпимости, сохранивший положение православной церкви как «первенствующей и господствующей». Вместе с тем, юридически был разрешен переход в другое вероисповедание.

Одежда

В национальной одежде преобладал белый цвет. Mужчины носили навыпуск полотняную рубаху до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху — безрукавка из цветного сукна; штаны холщовые, зимой поверх них надевались суконные или полусуконные. Головные уборы: валяная шапка (магерка), зимой — меховая (кучма), летом — соломенная шляпа с широкими полями (брыль).

Национальный характер

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Белорусы редко устраивают шумные сцены «на людях», высока взаимопомощь между людьми, и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия — скрупулёзно соблюдают договорённости и тщательно берегут репутацию. Множество дел решается сообща, и прежде всего семьёй, которая всегда была основой белорусского социума. Семьи обычно небольшие. Мужчина занимает здесь важнейшее место — это и «бацька» для детей, и «дядьзька» для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина — равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага.

А вообще, белорусы — народ доброжелательный, трудолюбивый, доверчивый.

Традиционные занятия

Белорусы — исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры — рожь, пшеница, овёс, ячмень, картофель; из технических — лён, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, ремёсла и промыслы — столярное, плотницкое, бондарное, гончарное, кузнечное, портняжное, сапожное, прядильное дело, ткачество.

Обычаи и обряды

Несмотря на многовековое господство христианства (как православного, так и католического), в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гукання весны» (переход от зимы к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, а вся природа почиталась как единое живое существо. Интересные обряды связаны с днём Громницы — 2 (15) февраля. По поверьям, это единственный день зимой, когда может приключиться гроза, а вместе с ней гром, и можно увидеть молнии. В этот день в церквях освещали специальные свечи-громницы, которые после службы гасили и приносили в дом. Возвращаясь домой, хозяин доставал свечу и держал в руках, пока хозяйка её зажигала. Затем хозяин обжигал свечой крестообразно волосы у себя на голове, потом у всего семейства. Считалось, это помогает от головной боли. После шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой пуни, гумно и прочее. Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали. А в дальнейшем громничная свеча зажигалась, когда принимали новорождённого, при кончине человека, при разлуке с членом семьи, при первом выгоне скотины в поле и др. Кусочки воска громничной свечи давали как лекарство от испуга, лихорадки. Обкуривали этим воском заболевшую скотину.

Белорусская свадьба

Некоторые элементы традиционной белорусской свадьбы бытуют и сейчас в деревнях. Всё начиналось со сватовства. Родные жениха посылали сватов к родителям невесты с просьбой выйти замуж. Те приглашали их за стол, и начинался иносказательный разговор: «У вас красный товар, а у нас купец…» Наконец, родители или соглашались, или отказывали. В первом случае приглашалась невеста, и её спрашивали о согласии. Спустя одну-две недели после сватовства следовали смотрины: родители невесты осматривали хату и хозяйство родителей жениха, поскольку после замужества туда отправится дочь. Договорённость о приданом и времени свадьбы согласовывалась на заручинах, которые проводили в доме невесты. Невеста одаривала родителей и родню жениха, потом все садились за стол, выпивали и закусывали, пели песни. После заручин следовала суборная суббота — девичник устраивали у невесты накануне свадьбы: приходили её подруги, родня. Невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. В Полесье к суборной субботе приурочивали обряд завивания свадебного деревца: берёзовую, вишнёвую или еловую ветку — символ девичества — украшали цветами. Далее еще один из этапов свадебного действа — посад, во время которого жениха и невесту сажали на дежу, покрытую кожухом (символ достатка), невесте прижигали волосы свечой. Наконец, за невестой приезжали друзья жениха, начинался праздничный обед в доме невесты, дележ каравая и одаривание молодых. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там начиналось застолье. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками. Собственно свадьба кончалась обрядом «сладкой водки» — восславлением молодой, сберёгшей девичью честь. Обряд проходил в доме жениха после брачной ночи. Устраивая застолье, в честь молодой подслащали водку мёдом, славили невестину родню. Через неделю после свадьбы молодые навещали родителей невесты. Это называлось перезвы.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.