СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2015   2016   2017   2018

ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником. Старинный ритуал предписывал следующий порядок приёма гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался со встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживали ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме всё же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять своё гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитёрам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, — это настоящее ритуальное действо. Стол признаётся святым местом, и поэтому главный закон застолья — полный запрет как на сквернословие и ругань, так и на упоминание считающихся грязными животных. Все участники застолья рассаживаются по строго определённому порядку в соответствии с заведёнными обычаями. Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола, нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трёх обязательных тостов. Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.

С древних времён в условиях Северной Осетии широкое распространение получил такой народный обычай взаимопомощи, как «зиу» — бесплатная коллективная помощь, оказываемая родственниками, соседями, друзьями, знакомыми на строго добровольных началах. При стихийных бедствиях каждый не лишенный способности ходить осетин спешил на место происшествия и по мере сил и возможностей помогал пострадавшим, чем и как мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр. Во многих сёлах и аулах решали старейшины, кому первому помочь. Эти решения выполнялись неукоснительно. Ни один человек не мог начать косить сено для себя, прежде чем будут обеспечены хозяйства беспомощных стариков, вдов, сирот. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период «зиу» сыграл существенную роль в восстановлении разрушенных и строительстве новых домов для инвалидов, семей погибших воинов.

А между тем, еще в недавние времена — в силу обычая — недостойному родственнику, позорящему честь фамилии, объявляли бойкот и изгоняли его из своей семьи. Пожалуй, это было не только самым суровым наказанием, но и самым величайшим позором. Это во многом сдерживало даже самых необузданных представителей рода от опрометчивых поступков, от нарушений нравственных принципов и принятого этикета.

Погребальные обряды

Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников. Настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику. Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове. Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами — посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уже почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала её на грудь мужу.

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например, по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, — она могла практически полностью разориться.

Осетинские пироги

Изюминкой осетинской кухни являются пироги. Для осетин это не просто вкусная выпечка, а ритуальное блюдо. Над пирогами произносится молитва и хвала Всевышнему. Режут пироги только после произнесённого тоста и с разрешения Старшего. На праздничном застолье бывает три пирога, которые символизируют Бога, Солнце и Землю. На поминальные столы подают два пирога, средний пирог, символизирующий Солнце, — отсутствует.

Без пирогов не обходится ни одно застолье в Осетии. Независимо от национальности хозяев дома. Начинки в пирогах самые разные. Но большим почетом пользуются пироги с осетинским сыром, с картофелем, с мясом и обычной свекольной ботвой.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Проколы под дорогами 8-918-510-14-22 (2/5 6/6 4/7 1/8 5/9 3/10 7/11 5/12)
Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.