Рассказывает ученица 11-б класса школы №15 Евгения АБАЕВА: Путь в небо

Печать

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Он родился 20 ноября 1924 года. На момент начала войны ему было 16 лет. Михаил сразу подал заявление в лётную школу, и уже через год обучения его отправили на фронт. Мой дедушка стал бомбардировщиком, а также выбрасывал в тыл разведчиков. Принимал участие в штурме Берлина. Имеет множество наград и медалей, среди которых Орден Красного знамени, Орден Красной звезды, Орден Отечественной войны I степени.

После войны Михаил Куприянович служил на Дальнем Востоке. Здесь он разоблачил группу диверсантов. Главнокомандующий Дальневосточного округа назначил дедушку своим личным лётчиком.

Однажды на самолете он доставлял в место назначения главнокомандующего и ещё 10 генералов, и вдруг началась сильная гроза. В соседний самолёт ударила молния, но дедушка собрал силы и удачно посадил свой самолёт. Сразу после посадки у него случился инфаркт.

Поправив здоровье, продолжил службу. Стал работать в Грозном — начальником отдела перевозок. Дослужил до майора. Дедушка умер в 1989 году. Похороны прошли с отданием воинских почестей. В настоящее время все лётные книжки и документы из личного дела моего дедушки хранятся в Москве, в музее Боевой Славы.

Наша семья бережно хранит память о нём. Мой дедушка всю жизнь связал с небом. Георгий САВЧЕНКО написал рассказ, посвящённый М.К. СОКОЛОВУ:

В НЕБО ГОЛУБОЕ И ШИРОКОЕ!

Из-за гор, далеких, синих, внезапно встало солнце, залило светом равнину. От самолетов, словно от зеркал, побежали по полю солнечные зайчики. У аэровокзала дремали двукрылые АН-2, «Пчелки», вертолеты, санитарные самолеты. На траве среди аккуратных бензозаправщиков и юрких «газиков» техобслуживания стоял АН-10.

Возле воздушного гиганта хлопотали ребята. Они в последний раз проверяли все узлы и крепления и, закрыв наглухо дверцы всех малых и больших люков, спешили отрапортовать взрослым авиаторам о готовности самолета. Те внимательно слушали, а потом сами снова открывали все люки, проверяли готовность. И если что-то оказывалось чуть-чуть не так — предлагали школьникам докончить работу. Потому что это самое «чуть-чуть» в авиации иногда решает все.

Солнце поднималось выше. Засияла кристаллом многогранная башенка аэровокзала, в которой расположен мозг аэропорта — диспетчерская, откуда дают указания всем прилетающим и стартующим самолетам. Ребята сидели у пультов, прижав руками и без того плотно прилегавшие наушники.

— Принято сообщение о готовности АН-10! — сообщил один из них.

И тогда Михаил Куприянович Соколов, начальник клуба юных авиаторов, оторвал взгляд от циферблата часов, выпрямился. Улыбка пробежала по лицу, когда он взглянул на девочку с двумя рыжими тонкими косичками, что сидела у микрофона вся в напряжении в ожидании волнующей минуты. И Соколов сказал:

— Маша, объявляй посадку...

Из всех репродукторов аэровокзала разнесся тоненький голосок. Заспанные транзитные пассажиры удивленно крутили головами и моргали глазами силясь понять, в чем дело.

— Повторяю, — все уверенней звучал в репродукторе голос девочки, — члены клуба юных авиаторов приглашаются на посадку в самолет, следующий специальным рейсом для сдачи экзаменов...

Небо открылось сразу, как только огромный АН-10 оторвался от земли, став птицей, и круто понесся вверх, навстречу солнцу. Открылось вдруг то, что с земли ребята никогда не видели, — горы, заснеженные вершины Главного Кавказского хребта. И родной город теперь с овчинку.

В пилотской кабине опытные летчики принимали экзамены у будущих пилотов и штурманов, механиков и радистов... Ребята, как всякие школьники выходя от экзаменаторов, трепетали: «Что поставят?»

— Никитина! Тебе «пять»!

Бросилась обнимать подруг, а потом откинулась на спинку кресла и счастливо смеялась. Это она командир эскадрильи девочек. Третий год состоит в клубе. И вот долгожданный полет, в котором она получила оценку упорству, умению, мужеству. Потом снова будет земля. Будет родной аэропорт, Он встретит ребят широкими ладонями локаторов в любую погоду.

...Мы сидели в кабинете, на дверях которого висела табличка: Начальник отдела перевозок. Такова официальная должность Михаила Куприяновича, опытного авиатора.

— Как вы полагаете, с чего начинается путь в небо? — спросил он меня.

— Путь в небо? Наверно, как и любой путь — с мечты о нем...

— Давайте говорить точно, как любят у нас в авиации. Так вот. Путь в небо для каждого начинается с аэропорта. Вот отсюда, с аэровокзала. И для тех, кто останется только пассажиром. И для тех, кто будет летчиком.

Эту мысль внушает авиаторам их руководитель, как только они приходят к нему с просьбой о вступлении в клуб. Не обязательно каждый будет летать, водить в поднебесье самолеты. Не менее интересна, важна и романтична работа на земле — в огромном «хозяйстве», именуемом аэропортом.

— У нас занимаются школьники старших классов. Готовим будущих авиаторов. Наши ребята, окончив школу, пойдут в летные училища, в институты, станут штурманами, механиками, радистами, инженерами, работниками аэропортов, а, может, изобретателями...

Мысль о создании клуба для школьников города у комсомольцев аэропорта возникла давно. Тогда комсоргом здесь был Николай Овчаренко — молодой летчик и техник.

— Вот о чем думаю я, товарищи, — говорил он. — Ведь сидят где-то по домам мальчишки, знаете, такие техники-фантазеры, «изобретатели» невиданных самолетов и ракет. Все свободнее время чертят они разные схемы, мечтают стать космонавтами... А ведь не знают даже, что такое обыкновенный аэродром!..

И комсомольцы решили собрать вот этих юных мечтателей-фантазеров, чтобы чему-то обучить, уже теперь хоть немножко приблизить их мечты к реальности. Ребят было тогда не много, занятия проводились нерегулярно. Два года назад руководство принял Михаил Куприянович. Он сказал ребятам:

— Дисциплина в летном деле — основа всего. И организованность...

Ребята составляют пять эскадрилий. Kaждая эскадрилья делится на три звена. Есть у них командиры — из своих же, школьников. Стать членом клуба не так-то просто: для этого надо прежде всего хорошо учиться, быть настойчивым, упорным, аккуратным.

Теперь заведено так: один раз в неделю, в воскресенье, ребята приходят на аэродром. Они изучают теорию воздухоплавания, историю летного дела, различные типы гражданских самолетов, авиационный двигатель... Я вглядываюсь в лица ребят. Чумазые, перепачканные в машинном масле, они копались в старых моторах и были счастливы от того, что еще какая-то техническая задача решена, еще яснее стал сложный механизм современного авиационного двигателя. А летом — лагерь, как и у многих школьников. Лагерь свой, аэропортовский. Расположен в подшефном колхозе. Здесь юные авиаторы отдыхают, закаляются.

— Лучше всего спорт, — сказал мне секретарь комсомольской организации аэропорта, начальник летнего лагеря юных авиаторов Геннадий Жариков. — Это знает каждый на примере подготовки космонавтов. У нас есть перворазрядники. А наши футболисты и волейболисты побеждают даже именитые городские команды...

— Значит, не скучают в лагере ребята?

— Веселая у нас там жизнь, а, скажу честно, скучают! — Геннадий замолчал, прислушиваясь. — Слышите?! Где-то высоко гудит... Так всегда здесь. А там проснешься утром — тихо. Днем тихо. Вечером тихо... Нет привычного гула рассекающего воздух самолета… Знаете, какая это любовь — аэродром!..