Моя супруга Оксана (жена Главного редактора и сама порой не хуже Главного редактора) задалась вопросом: «А как детвору учили в прошлые века?» Смотрю, притихла, копается в интернете несколько вечеров. Что-то записывает, копирует. В общем, через пару-тройку дней выдаёт огромное количество очень интересной информации. Пришлось весьма существенно сократить всё ею найденное, чтобы оно вошло в формат газеты.
Великий Евклид, в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея побыстрее научить его геометрии, ответил: «Царских путей к геометрии нет!» Кстати, государи Российские считали так же и обучали своих детей достаточно качественно.
Очень показательны слова Александры Федоровны, последней русской императрицы: «Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, — это наш дом». Она — немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия.
Мы привычно принцами и принцессами называем избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе, а в семье Романовых все было иначе:
— старшие Романовы установили строгий регламент: ни одной минуты без дела;
— «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
— детей воспитывали в страхе Божьем, они знали основы Библии;
— детей приучали к физическому труду; у каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
— одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.
Кроме того, многодетная семья последней четы Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб — пища простых солдатов, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой Мировой войны. Детям показывали истиную правду — Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки служили сестрами милосердия в госпитале, выносили грязные бинты, утки, помогали переносить раненых, застилать им постели. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом — поближе к открытым окнам. Помимо точных наук, все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.
Ну, вот и скажите — росли ли цари разбалованными неумехами? Может, серьёзнее отнесёмся к нашим детям? По редакционным и служебным делам мне пришлось изъездить не только нашу страну, но и множество стран мира. Однажды, в холоднющий ветреный весенний день в одном из городов Европы мы с Оксаной заметили странное — все дети без исключения ходили без шапок, с незастёгнутыми куртками. Смотрели на них и задраивались — так холодно было от одного их вида. А потом немецкий коллега разъяснил, что вся страна занимается закаливанием детей.
— Мы не хотим, чтобы наши дети, когда вырастут, нас обвинили, что это мы виноваты в том, что они болеют. Пусть они закаляются и живут долго и без болезней — лечиться очень дорого.