Преображение несёт в наш дом запах созревших, сияющих своей спелостью яблок. Спелое яблоко — символ человеческой, духовной зрелости. К ней идёт каждый из нас всю свою жизнь, в меру своих возможностей, до своего, часто не видимого внешним зрением преображения. Когда душа поднимается на высшую для неё ступеньку. Эту ступеньку зрит один Творец.
Духовного созревания, внутреннего преображения ждёт от каждого человека Господь. А вот как описывается в Евангелии Его Преображение: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Апостолы увидели своего преображенного Учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, которые говорили с Ним о последних днях Его земной жизни. Вдруг явилось светлое облако и осенило их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Явление и подтверждение Своей Божественной природы было показано Христом не при большом стечении народа, а только для избранных учеников, только после долгого и трудного восхождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два пророка: от мира умерших — Моисей, от мира живых — восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого плотью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мёртвых, у Бога все живые.
Иконография праздника проста и величественна. В центре иконы, в круге славы — мандорле, изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа — Моисей с книгой в виде кодекса в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. От мандорлы или от самой фигуры Христа нисходят три луча, упирающиеся в лежащих апостолов.
Композиция на один из самых ярких новозаветных сюжетов стала складываться в глубокой древности. Так, мозаичное изображение этого евангельского события можно увидеть в апсиде церкви Сан-Аполлинарио-ин-Классе (VI век; Равенна, Италия) — памятнике ранневизантийского искусства. В ней Христос аллегорически олицетворён крестом, а Пётр, Иоанн и Иаков показаны в образе агнцев, предстоящих кресту.
Преображение на Руси отмечалось как праздник благословения плодов, в первую очередь — яблок. Вот как описан он в книге «Лето Господне» Ивана Шмелёва, вынужденного эмигрировать в 1922 году: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени… И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмёшь в ладони, зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете… Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться… В спёртом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. И все, кажется мне, только и думают о яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает о яблоках: Ему-то и принесли их, — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».
До праздника есть яблоки не полагалось, это считалось большим грехом (думаю, на юг это правило не распространялось, поскольку первые яблоки поспевали в наших краях в середине июля, а то и раньше). Вторая половина присловья: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка», — относится ко Второму Спасу в той же мере, что и к Первому. Зато в заветный день разговлялись яблочками (а в некоторых губерниях — и горохом!) все, от малого до старого, их посылали больным, подавали бедным — народившийся добрый обычай вызвал собой меткое изречение: «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!» В старину русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам.
Кто не исполнял этого установленного вековым преданием обычая, то считался за человека, «не достойного общения». Старые люди говаривали о таких садоводах: «А не дай-то Бог с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»
С Яблочного Спаса начинался сбор плодов в садах. Причем в праздник это не считалось грехом. Наиболее благочестивые садоводы перед сбором урожая служили молебен непосредственно в саду, деревья обносили иконой Преображения Господнего.
У молодёжи в стародавние времена сложилась традиция загадывать желание в момент, когда проглатывается первый кусочек Спасова яблочка. Оно должно непременно исполниться. Девушки, разговляясь на Спас яблоками, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»
Нас это не особо касается, а вот в средней полосе Яблочный Спас считается днём встречи осени. «Со Спас-Преображенья погода преображается», — говорили в деревнях и повторяли старую, подходящую к этому случаю поговорку: «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас». Согласно народным приметам, если на Преображение дует ветер с южной стороны, и кружатся по дороге пыльные вихри, — жди в зиму больших снегов.