В автобусе на Большой Садовой ко мне подсел пожилой уже мужчина, не гнушающийся, судя по внешности, частыми «возлияниями», и сделал неожиданный комплимент:
— А Вы о-о-очень обаятельная! Очень! Как Вера Петровна Марецкая! Знаете такую?
Я обмерла. Вот так-так! Конечно, знаю, оттого лестно, и сразу насторожилась — что он еще выдаст? Мой знакомец — он представился Володей — не заставил себя ждать:
— Вера Петровна, когда переехала в Ростов, жила по соседству с моей бабушкой и дружила с ней.
Володя назвал адрес и продолжал сыпать фамилиями знаменитостей. Говорил про Завадского, с которым у Марецкой был роман, про дружбу с сыном Кима Назаретова Петром, про народную артистку РСФСР Елену Архиповну Кузнецову из Ростовского драмтеатра, которая была его крёстной... Услашанные данные я, приехав домой, проверила — всё верно. Вот, оказывается, каких интересных, эрудированных людей, общающихся накоротке с культурным бомондом, можно встретить в обыкновенном душном автобусе!
С лёгкой руки ростовчанина Володи я решила собрать воедино информацию о великих и выдающихся киноактёрах, которые родились, жили и творили в донской столице, тем самым отдав им дань памяти. Начну, естественно, с неподражаемой Веры Петровны, тем более 31 июля исполнилось 110 лет со дня её рождения.
В.П. Марецкая (1906-1978). — Её имя для старшего поколения было культовым благодаря замечательным киноработам в фильмах «Член правительства», «Сельская учительница», «Она защищает Родину». Популярность актрисы не знала границ: народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, Герой Социалистического труда. След от творчества остался в душе каждого, кто её видел на киноэкране и сцене. Актриса работала в Ростовском драматическом театре четыре предвоенных сезона, которые публика, по сию пору, называет «золотым веком».
Сама же Марецкая уверяла, что «Ростов — это моя театральная молодость, мои любимые роли в спектаклях. Мы работали с большим вдохновением. И хотя в новом театре были свои проблемы, например, скверная акустика, но все эти недостатки компенсировал тёплый приём зрителей и местных актёров... И, наконец, в Ростове я родила дочку!»
Ростов сыграл большую роль в судьбе замечательной актрисы. Отсюда она ездила на съёмки фильма «Член правительства», сделавшего её популярной на всю страну. Здесь Вера Петровна попробовала себя как режиссёр. Покинув город на Дону, она никогда его не забывала. Использовала любую возможность посетить и поработать с ростовскими коллегами.
Народный артист СССР Ростислав Янович Плятт (1908-1989) родился в Ростове, но из-за болезни матери его семья вскоре переехала в Кисловодск, и в родной город он вернулся уже сложившимся артистом вместе с театром Завадского — так называемым «московским десантом» — в 1936 году. Дело в том, что в то время в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова — на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили своё существование. Завадский же согласился переехать в Ростов. Позже Плятт вспоминал: «Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьёз подозревали меня в причастности к этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе».
Сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился с иронией. Но позже актёр полюбил родной город: на закате лет он назвал ростовские годы лучшими в своей жизни.
В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Марецкой. С актрисой его связывали многолетние отношения. Супруга регулярно грозила ему: «Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!» И Ростислав Янович не смог уйти, видимо, чувствовал, что это не пустая угроза. Так что роман их был потаённым.
Почти за пятьдесят лет работы в кино Плятт снялся примерно в сорока фильмах. Благодаря эпизодической роли в популярном «Подкидыше», исполненной в 1939 году, актёр сразу стал известным. Его самый знаменитый персонаж — скромный пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны».
По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой. Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху: «А не много ли у нас пляттства на радио?»...
Один из самых известных ростовчан, живший некогда в доме №32 по переулку Газетный, о чем свидетельствует памятная табличка, талантливый актёр, сценарист и режиссёр, Александр Леонидович Кайдановский родился в Ростове-на-Дону 23 июля 1946 года.
Его называли аристократом духа, одним из самых образованных людей в актёрской среде. По словам близкого друга, Кайдановский был «носителем тайны, которая диктуется сверху», чем притягивал и отпугивал одновременно. Во всех лучших своих актёрских работах (а всего их сорок семь), в странных болезненных, запутанных и мрачных фильмах, философско-библейских сценариях он всегда оставался в Вечности. «Мне бы хотелось, — говорил Кайдановский, — чтобы моё кино никакого отношения к нашей действительности не имело, чтобы оно каким-то образом отлипало от реальности... Для меня литературное направление «магический реализм» перенеслось в кино...»
Свою первую, по-настоящему звёздную роль Кайдановский сыграл в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Поручик Лем в его исполнении стал ярким образом белого офицера на многие годы. В 1979 году Кайдановский снялся в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Загадочный образ Сталкера стал для Кайдановского вершиной его актёрского пути, вместив в себя всю многосложность и трагедийность Кайдановского-художника, Кайдановского-человека. Своей феноменальной игрой актёр просто завораживал зрителя. От него словно исходил какой-то магнетизм, не позволяющий ни на минуту расслабиться и оторваться от экрана.
Работа с Тарковским побудила Кайдановского попробовать себя в роли режиссёра. Все его фильмы проникнуты духом богоборчества и философскими поисками смысла. Последний, «Восхождение к Эрхарду», так и не был закончен: в 1995 году в результате трёх инфарктов Александра Кайдановского не стало.
Пётр Григорьевич Лобода (1907-1979) — театральный актёр. Но в одном фильме ему всё же довелось сыграть. Это роль председателя колхоза в первой экранизации калининского «Цыгана» (режиссёр Е.С. Матвеев) 1967 года. Лободу называют лучшим Щукарём ростовской сцены. Он был первым на Дону, кого удостоили почетного звания «Народный артист СССР». На доме №120 по Большой Садовой ему установлена Памятная доска.
К крупным мастерам экрана и сцены, чья жизнь связана с Ростовом, можно отнести народного артиста СССР Николая Мордвинова (сыграл Котовского в одноимённом фильме 1942 года), народных артистов РСФСР Зинаиду Шарко, Игоря Богодуха, Георгия Шевцова, народных артистов РФ Евгению Глушенко, Аристарха Ливанова, Николая Чиндяйкина, заслуженных артистов РФ Анну Самохину, Георгия Мартиросьяна, Сергея Жигунова, Игоря Ливанова, Елену Корикову.
А если брать шире — всю область — в него войдёт и легендарная Фаина Раневская (род. в Таганроге), и народная артистка РСФСР Лариса Малеванная (род. в с. Фёдоровка Неклиновского района), и молодой, но достаточно известный актёр Павел Деревянко (род. в Таганроге).