СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

История строительства города Азова

В Азове началось интенсивное строительство в послевоенное время.
В 1944 году было перебазировано в Азов строительное управление «Азчерыбстрой» из Краснодарского края, которым руководил Саморуков В.С. до 1945 года, потом его сменил Кочкин К.С., а с 01.08.1946 года стал руководителем этого управления Исаханов Николай Сергеевич. При нем было переименовано управление «Азчеррыбстрой» в «Донспецрыбстрой», а в 1965 году переименовали в УНР-129. Руководил он этим управлением вплоть до 1973г.
В 1973 году в Азове был создан строительный трест №3 по инициативе двух руководителей УНР — Исаханова Н.С. и Кириллова Ф.С. До этого момента все строительные управления города и КСМ-11 были в подчинении стройтреста №10 г. Ростова-на-Дону.
Вторым строительным управлением, которое участвовало в строительстве города, было УВСР-307, перебазированное в Азов в феврале 1947 года из Сталинграда, впоследствии переименованное в УНР-107. Первыми руководителями управления были с 1947 по 1958 гг. Гольштейн В.С., Запорожец Л.Н., Устинов Н.Н. Станкевич, Скотников, Дитц А.К., Кочергин, Крещик Т.С. С 1958 по 1975 гг. был Кириллов Ф.С., хотя он работал в этом управлении с самого начала его создания в г.Сталинграде для восстановления разрушенного войной города. С передислокацией рабочих, служащих в Азов были переправлены строительное оборудование и строительная техника. Потом попеременно возглавляли СУ-129 Пешехонов Ф.З. и Сухарада П.В., он был последним начальником СУ-107. А в 1991 году во время перестройки упразднил это управление и акционировал в ЗАО СУ-107.
С 1946 года началось интенсивное строительство завода АОМЗ, который, кстати, начал свое строительство еще до войны в 1939г. Оба управления занимались строительством не только промышленных объектов, а именно заводов АОМЗ, КПО и КПА, но и строили жилье для работников этих предприятий. Кроме этих заводов строили еще и предприятия легкой промышленности, молзавод, судоверфь, пищекомбинат, хлебозавод, мясокомбинат, рыбозавод, швейную и чулочно-перчаточную фабрики, дворец культуры, больницу и медсанчасть, школы и детсады, а также инфраструктуру к ним и сопутствующие объекты социального назначения.
Учитывая значительное количество рабочих мест на заводских предприятиях и небольшую площадь города, было решено организовать многоэтажное строительство. Хотя выделялись земельные участки и желающим строить частное жилье. Но это решение не удовлетворяло потребности прибывающих граждан в город для работы на заводах. Сюда ехали в основном с Урала и из Сибири специалисты строительных специальностей по оргнабору и приглашению. А также был оргнабор и специалистов токарей-фрезеровщиков, и других очень востребованных специальностей, в основном в заводские цеха. Вначале строились двух- и трехэтажные жилые дома, но потребность в жилье не уменьшалась, а росла. Поэтому перешли на строительство пяти- и девятиэтажек.
Дома в основном строились кирпичные, так как в Азове был построен свой кирпичный завод, который работал не на полную мощность, но все-таки обеспечивал кирпичом строительство жилья. Железобетонные конструкции ввозились из других городов Ростовской области, а бетонные изделия, такие как перемычки, канальные плиты, бордюры, поребрик, фундаментные блоки, лотки, готовились на своем комбинате строительных материалов, который был в подчинении строительного треста г.Азова с 1973 года, до этих пор комбинат подчинялся строительному тресту №10 г.Ростова-на-Дону. Несколько домов было построено в панельном варианте, строительство их осуществлял Ростовский домостроительный комбинат.
Завод АОМЗ, как я говорила ранее, начал свое строительство еще в 1939 году как номерной завод №318, который был задуман как вспомогательный завод по изготовлению запасных частей для сельскохозяйственной техники, которую выпускал завод «Ростсельмаш». С началом военных действий завод частично реконструировал свои цеха на изготовление мин и артиллерийских снарядов для фронта. В помощь заводу был направлен саперный полк. Во время военных действий в Азове завод был временно законсервирован, так как многие корпуса завода были разрушены. В начале 1945 года по приказу наркомата завод №318 был переориентирован на выпуск боеприпасов механического профиля, а именно выпуск снарядов М-13, М-13ДД.
Для строительства и восстановления разрушенных корпусов были созданы внутризаводские строительные цеха, свой кирпичный завод, свой растворобетонный узел и площадка для изготовления мелких бетонных изделий и металлоконструкций. В январе 1946 года был введен в эксплуатацию первый механический цех. До 1947 года строительство завода и жилья для него осуществляла строительная контора №3, которая была в составе завода. И руководил строительной конторой Гажалов Н.А.
Первая очередь завода была введена в 1944 году, а в 1945 году началось интенсивное строительство завода. Все цеха располагались в бараках. «Севкавтяжстрой», который курировал строительство от Наркомата, обеспечил стройконтору финансированием. До этого времени брали кредиты.
В феврале 1946 года номерной завод №318 переименовывают в завод «Азовсельмаш», так как он был в подчинении Министерства сельского хозяйства наряду с ростовским заводом «Ростсельмаш».
С сентября 1949 года строительство механического и кузнечно-прессового цехов ведется передислоцированным в 1947 году из Сталинграда строительным управлением УВСР-307, которое впоследствии переименовывают в УНР-107 стройтреста №10. Строителями этого управления в марте 1950 года вводится в строй гальванический цех, а в июле кузнечно-прессовый, в январе 1951 года вводится заводская парокотельная. Строительство заводских цехов ведется интенсивно и по мере готовности вводится в эксплуатацию.
В 1953 году завод «Азовсельмаш» меняет статус, переходит под юрисдикцию Министерства машиностроения СССР. И его переименовывают в номерной завод, почтовый ящик №1. В мае 1956 года директором уже нового номерного завода назначают Васильева Н.Г. С этого момента, с учетом передачи завода министерству машиностроения, идет новое строительство и реконструкция цеха под выпуск другой номенклатуры продукции. строительство ведет только УНР-107, переименованное в 1973 году в СУ-107 Стройтреста №3. Завод становится передовым, работает на космос и выпускает приборы, необходимые для военной и космической промышленности. В августе 1966 года завод п/я №1 переименовывают в Азовский оптико-механический завод (Р-6916). За период с 1961 по 1966 годы строителями произведена первая реконструкция завода АОМЗ, построено 12 зданий общей площадью 45506 м2, построено 10 жилых домов на 528 квартир площадью 30370 м2.
Все заводские корпуса и жилье уже строились более молодыми кадрами, которые к этому времени окончили ремесленные училища, строительные техникумы и институты.
Наряду со строительством объектов завода, начиная с ноября 1946 года, ведутся разговоры и принимаются решения исполкомом горсовета о строительстве заводов КПО и КПА и выделении земельных участков под строительство жилья для работников всех строящихся заводов.
29 октября 1946 года принимается решение исполкома об отводе земельного участка под строительство завода №104 (КПА) в объеме 64 га.
Строительство завода КПА началось в 1947 году, и первым было начато строительство корпуса Б, литейного корпуса, котельной и вспомогательных цехов для производства продукции для военно-морского флота, затем начато строительство железнодорожной ветки. Строительство осуществляли строители управления УНР-107 и субподрядные организации РМУ «Южстальконструкция» и РМУ «Южтехмонтаж».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.