СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Больная и одинокая

Раисе Федоровне 90 лет, а на месте ей не сидится. То дорожку для дачников выбивала, хлопотала о тысячах горожан, теперь же, увидев в «Читайке» статью «Найдите маму», обратилась в газету, чтобы рассказать о несчастье своей подруги, Нины Ивановны – быть может, тем самым ей помочь, и чтобы другим наука была…
— Вон как люди о маме беспокоятся, — качает головой Раиса Федоровна, тыча пальцем в публикацию о поисках пропавшей матери. – А эта – брошенная. Отдала всю себя и осталась на старости лет одна и ни с чем…
Нина Ивановна и Раиса Федоровна дружат со времен работы на заводе. Вместе трудились, праздники отмечали. Каждая получила от завода квартиру. Нина Ивановна – трехкомнатную, где проживала с мужем и тремя детьми. Дети выросли. Одна из дочерей вышла замуж и уехала в другой регион, сын тоже женился – у него свое жилье, и с матерью в силу каких-то причин он почти не общается, а у старшей дочери Маши личная жизнь как-то не клеилась. Родила ребенка вне брака, жила в полученной от предприятия гостинке, зачем-то ее продала и пришла с протянутой рукой в отчий дом. Что делать? Нина Ивановна не раздумывая распрощалась со своей трешкой, себе купила двухкомнатную квартиру, а дочери на разницу — вторую гостинку, которую та снова благополучно промотала. Тогда Нина Ивановна поменяла благоустроенную двушку на требующую ремонта трехкомнатную квартиру и предоставила ее в полное распоряжение разросшегося Машиного семейства – детей и внуков. Более того – видимо, расчувствовавшись от общения с ним, совершила ошибку, которая в будущем обернулась для нее страданиями и слезами: половину квартиры подарила Маше, а половину – внукам и правнукам. А затем сделала еще один опрометчивый шаг. Свою двухэтажную дачу согласилась как бы продать внучке под материнский капитал, чтобы та рассчиталась с долгами, но с условием выплаты ей 190 тысяч. Договоренность заключалась в устной форме и, как читатель сам, наверное, уже догадался, исполнена не была – выражаясь жаргонизмом, бабушку попросту кинули на деньги.
Более того, пожилую женщину, с которой нечего больше взять, стали выживать из ее же квартиры. Правнуки, которых Нина Ивановна вынянчила, вслед ей, 85-летней, перенесшей инсульт, с трудом передвигающейся на ходунках, кидали петарды и ставили подножки: «Что ты здесь делаешь! Езжай на дачу!» И она поехала… Больная, сгорбленная, одинокая. Ей приходится невероятно трудно, а впереди – зима. В доме печное отопление. Нина Ивановна купила дров, только кто ж их наколет… Так и кидает целые чурки в печь – авось прогорит.
— Машка ни разу у матери не была и ничего не делала, — рассказывает Раиса Федоровна. – Нина ей: «Зима на подходе. Приезжай – виноград обрежешь». А та: «Мне некогда». Я в 90 лет сто раз к ней ездила. Купила ей телефон – прежний никуда не годный. А дочь матерью не интересуется. Только звонит: «Как ты там?» — «Еще не сдохла». И весь разговор. Люди к Нине ходят, да только не родные.
Иногда дочь зовет мать обратно, правда, предупреждает – спать придется в зале. Жильцов шестеро, и мест нет. Бывшую бабушкину комнату заняла внучка Инна. Собственное жилье Инна сдает в аренду, а в бабушкином вселилась в лучшую спальню, оставив довольствоваться Нину Ивановну в буквальном смысле углом. Оно и верно: аренда — это все-таки живые деньги, а с бабки, что тебя вырастила, выгоды уже никакой…
Так и живут. Нина Ивановна плачется чужим людям, а дочка направо-налево врет, что заботится о старушке, что на лечение матери, когда та слегла с инсультом, потратила сто тысяч. Нина Ивановна, услышав такое, тоже протянула врачу пару тысяч, придя за выпиской. «Вы с ума сошли, — возмутилась врач. – Вас лечат бесплатно». Вот так. На словах ладно да складно, на деле – ложь и жульничество.
По настоянию Раисы Федоровны Нина Ивановна собралась судиться с родней за дачу. Это единственное имущество, которое, доказав факт мошенничества, она может вернуть. «Бабка, — что ты там выступаешь, — наседают на нее внуки-правнуки, — это наша дача!»
— Так что мне, только на кладбище место осталось?! – в сердцах кидает Нина Ивановна.
— Если я суд не выиграю, — рыдает она, - отравлюсь!
— Ты что, грех большой, — ужасается Раиса Федоровна.
Но, видимо, отчаяние женщины достигло таких размеров, что ей кажется невыносимым дальше терпеть пренебрежение родных и ощущать свою беспомощность. Ей очень хочется выиграть суд, чтобы заключить договор с добросовестной женщиной, которая бы ухаживала за ней и в качестве платы получила долю от вырученных за дачу денег. Но как все сложится, пока неизвестно.
Мораль этой истории такова – идти на поводу у родных, пусть даже самых близких и любимых, можно лишь в том случае, если безоговорочно им доверяешь. Если бы Нина Ивановна оформила, к примеру, не договор дарения на квартиру, который нельзя расторгнуть, а завещание, куда можно вносить изменения, причем неоднократно, или договор ренты, хозяйкой положения осталась бы она, а не ее дочка-внуки-правнуки, ошалевшие от свалившейся на них дармовщинки и обнаглевшие от своей безнаказанности.
К нам в газету не первый раз обращаются пожилые люди, которые оформили на родных дарственную и потом пожалели об этом. Получается, они пострадали от собственной доброты. «Прежде, чем подарить квартиру, нужно как следует подумать о возможных последствиях, — настоятельно рекомендуют юристы на первом попавшемся в ответ на мой запрос сайте. — Мало ли как повернется жизнь. Новый собственник вправе продать подаренную квартиру, распорядиться ею как угодно. А сейчас, в соответствии со ст. 292 ГК и ЖК РФ, при смене собственника право пользования и проживания за членами семьи бывшего собственника не сохраняется. И если даритель был там зарегистрирован, он рискует просто оказаться на улице».
Напоследок в качестве примера неудачного дарения приведу еще один случай, описанный практикующим юристом: «Одной милой и доброй девушке мама подарила квартиру. На эту квартиру мама копила лет десять, откладывала каждую копейку, ограничивала себя во всем, работала по ночам... Проконсультировавшись с юристом, мама узнала, что муж дочери претендовать на подаренную квартиру не сможет, поэтому совершенно успокоилась. Но беда пришла откуда не ждали. Ее умная, трезво мыслящая доченька сама подарила половину квартиры мужу. Он, видите ли, чувствовал себя ущербным, потому что жил в квартире жены. Финал истории был печален. Муж подал на развод и получил в собственность половину квартиры, в которую заселился с новой супругой. Вот почему я говорю своим клиентам: подумайте дважды, прежде чем дарить квартиры детям».
(Имена изменены)

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.