СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Юбилей у МАСТЕРА

«К юбилею МАСТЕРА», посвященная 100-летию со дня рождения известного российского художника, графика, живописца и плакатиста Георгия Павловича Солонина.
На открытии выставки в ретростиле звучала музыка Л. О. Утесова, были цветы и подарки. Учащиеся ДХШ им. И.И. Крылова г. Азова с увлечением делали наброски его картин в своих скетчбуках.
Вспомнить великого Мастера пришли азовские и ростовские художники и реставраторы, педагоги художественной школы и воспитатели дошкольных учреждений, сотрудники музея-заповедника.
Г.П. Солонин родился 14 февраля 1923 года в Ростове-на-Дону, с 1946 года жил и работал в Москве. Учился в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова в 1939–1941 и 1946 годах. Его наставником был известный донской живописец А.М. Черных. В 1949-1955 гг. Георгий Павлович учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (МГАХИ) у М. М. Черемных и Н.А. Пономарева, ярких представителей послевоенной московской школы живописи.
На творчество Г.П. Солонина большое влияние оказали работы А.А. Дейнеки. Он был отличным рисовальщиком, прекрасно чувствовавшим форму, убедительно раскрывал характеры своих современников. Известен, главным образом, как автор выразительных плакатов на тему труда, в которых с большим мастерством переданы женские образы советских тружениц. Сотрудничал с московским издательством ИЗОГИЗ, выполнил высокохудожественные плакаты: «Образцово подготовимся к путине!» (1955), «За дружбу народов, за мирное сотрудничество!» (1956), «Мы работаем на ферме» (1957). Автор монументальных, праздничных плакатов на тему Великой Победы и 1Мая, Всемирного фестиваля студентов: «1Мая» (1957), «Дружба народов!» (1956), «На шестой Всемирный фестиваль молодёжи и студентов» (1956), «День Победы» (1990). Работал над социальными и сельскохозяйственными плакатами: «Воспитаем поколение достойных строителей коммунизма!» (1960), «Радуга» (1964). В 1957 году картина Георгия Павловича «У моря Азовского» получила бронзовую медаль на Всемирном Московском фестивале молодежи, что послужило поводом для вступления Г. П. Солонина в Союз художников РСФСР. Эта картина экспонируется сейчас в «Меценате».
С 1940 года Г. П. Солонин активно участвовал в выставках картин и плакатов; сначала в Ростове-на-Дону, потом в Москве – выставках МОСХа, республиканских, всесоюзных. В 1962 году на Всесоюзном конкурсе Союза художников СССР, посвященном сельскохозяйственной тематике, его плакат «Мы работаем на ферме» был удостоен премии как лучший политический плакат. Георгий Павлович был настоящим патриотом своей страны. Созданные им произведения призывали к миру и сотрудничеству, самоотверженной работе на благо своей Родины.
Но плакат не единственная привязанность Георгия Солонина в искусстве. Он много работал в самых разнообразных техниках: станковой графики и акварели, в шелкографии, в цветной линогравюре, в литографии.
Известный искусствовед В.В. Рязанов писал, что Солонин «москвич только по прописке». Он, действительно, был патриотом и своей малой Родины. Большую часть времени, отведенного для творчества, Георгий Павлович проводил на Нижнем Дону или в Приазовье. Его можно было встретить в донских станицах: Раздорской, Пухляковской, на морском побережье Таганрога и Ейска, в Обуховке и в маленьком уютном приазовском Кагальнике. Эти края художник хорошо знал, знал их прошлое и настоящее, изъездил, исходил их, прошел почти вдоль всего Азовского побережья, сам управлял парусом. Во время творческих поездок на Дон Георгий Павлович писал пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Его привлекала история Донского края. На его полотнах и античный город Танаис, и половецкие бабы на степных курганах, и Петр I – основатель Таганрога. Очень много работ посвящено городу Азову. Ведь здесь жил и возглавлял тогда Азовский музей его друг А.А. Горбенко. Именно он помог организовать персональные выставки художника в Азове (1982), Сальске (1983), Танаисе (1986), Ростове-на-Дону (2001).
В настоящее время живописные и графические работы художника находятся в Музее современного изобразительного искусства в Ростове-на-Дону, в Археологическом музее-заповеднике «Танаис», в Азовском музее-заповеднике. Тиражные плакаты Г. П. Солонина хранятся в Российской государственной библиотеке, в частных московских коллекциях.
На выставке в «Меценате» представлены двадцать три картины Георгия Павловича Солонина из фондов Азовского музея-заповедника: живописные полотна, изображающие красоту и богатейшую историю Донского края, а также плакаты советского времени. Коллекция музея-заповедника формировалась из нескольких источников. Три картины были закуплены специально для музея Департаментом искусства и культуры Ростовской области. Среди них монументальное полотно «Взятие Азова» (1996), написанное к 300-летию штурма турецкой крепости Петром I, «В порту» (1975), «Донская рыба» (1982). Часть картин была подарена автором директору музея А. А. Горбенко, шесть картин и плакатов в 2018 году передал в дар музею азовский художник и коллекционер О.С. Донцов. На открытии выставки искусствовед-консультант министерства культуры Ростовской области И.П. Гуржиева поделилась своими впечатлениями о встречах с художником, восприятием его картин и передала в дар музею ранний рисунок Г. П. Солонина «Портрет матери» (1947).
Выставку «К юбилею МАСТЕРА» дополнили фотографии художника, газетные статьи и буклеты выставок, проходивших в разных городах нашей страны.
Картины Г. П. Солонина можно будет посмотреть до 12 марта 2023 года. Несомненно, она вызовет большой интерес взрослых и детей, художников и искусствоведов, историков, музейщиков и любителей изобразительного искусства, интересующихся многогранной историей России, природой, натюрмортом и портретом в живописи.

Н. И. Суворова,
старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника, искусствовед ТСХ России

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.