СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Осколки прошлого

позже – водитель в пожарной части. В революционные годы Жора возил атамана войска Донского, был приближенным казаков. Мог ли он догадываться, что в 48 лет окажется на Кавказском фронте и будет бороться против «коричневой чумы», желавшей завладеть бакинской нефтью?
Мой прапрадед служил в горнострелковых войсках, которые размещались в Усть-Джегуте, городе Карачаевской автономной области (на тот момент). С начала войны пошёл скоротечный отсчёт жизни Грекова Жоры, 29 апреля 1942 года его путь закончился в братской могиле в Тбилиси. На вечную память он оставил 2 письма своей любимой «Кавочке», Клавдии Фадеевне.
В первом Георгий Матвеевич посоветовал жене «в случае чего (подчеркнуто) перебраться жить к бабушке». Клавочка послушалась мужа и на время войны осталась жить вместе со всей семьей в Азове на ул. Макаровского, 10. Там моя пра-прабабушка повесила фотографию своего любимого мужа Георгия Матвеевича, чтобы всегда его видеть, ощущать рядом. Во время одной из бомбардировок осколок бомбы попал в фотографию. С тех пор на кадре запечатлены три фигуры: Греков Георгий, неизвестный нам атаман и война со сквозной дырой вместо лица.
После этого пришло второе, последнее сохранившееся письмо. Оно проникнуто тоской и беспокойством по родным людям, дому и Азову.
«У вас бывает неспокойно, это ещё хуже (чем у нас). У меня это не выходит из головы, да и, наверное, не выйдет, — признается Георгий Матвеевич в карандашных строках письма. — Береги себя и Катю. Не будет вас, не будет и меня. Все спят, а я пишу вам письмо со слезами на глазах, так я за вами соскучился. Ну ничего, ещё настанут лучшие времена!»
Прапрадедушка, веруя, ясно видел будущее. К сожалению, собственными глазами увидеть Победу ему не удалось. Мужа не стало, а Клава с дочкой Катенькой продолжили жить, пусть и тяжело. Георгий Матвеевич не успел получить страшное известие об угоне 16-летней дочери на принудительные работы в Германию. Война голодна не только до жизней взрослых мужчин, но и женщин, стариков и даже детей.
Юная Грекова Екатерина в 1942 году неслась во вражескую страну в тесном вагоне с сотнями сверстников. Её ожидала работа на фабрике, жизнь в бараках и голод. Одной брюквой сыт не будешь, поэтому Катя начала курить, чтобы заглушить боль в пустом желудке. Один из фабричных руководителей заметил спокойную трудолюбивую девушку и забрал в семью помогать с хозяйством. Это был светлый и тихий период в жизни Кати, когда она была сыта и защищена.
Так продолжалось до 1945 года, пока американские войска не освободили город Карлсруэ, в котором всё это время жила девушка. Препятствием на пути домой стал трудовой лагерь, где несколько месяцев провела Катя. Здесь она нашла свою первую любовь – Франческо Паоло Винджани, итальянского бойца Сопротивления, попавшего в плен. Они успели обвенчаться, но построить совместную жизнь им было не дано: Грекова Катя не захотела ехать вместе с мужем в Италию и вернулась в Россию.
К сожалению, Родина отныне считала её врагом народа, а потому предлагала Кате только тяжёлую и низкооплачиваемую работу. Она работала и на бандарном заводе рабочей, и на заводе КПА, но никогда не жалела, что выбрала суровую мать-Россию, а не солнечную Италию. Грекова Катя умерла много лет спустя в Азове в тот же день, что и в далеком 1942 году ее отец – 29 апреля, так никогда больше и не увидевшись со своим любимым итальянцем.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.