СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Трое из шести

За почти пять столетий существования оно было присвоено примерно сотне полководцев, за всю историю русского государства его имели лишь шестеро. Трое из них неоднократно бывали в Азове: двое участвовали в боях по захвату крепости во время Азовских походов Петра 1695-96 гг, еще один был здесь с инспекцией восемьдесят лет спустя…
К данным о шести русских генералиссимусах нужно относиться с осторожностью. Ф.Ю. Ромодановский и И.И. Бутурлин были генералиссимусами… потешных войск Петра. А Антон Ульрих Брауншвейгский удостоился этой чести лишь за то, что приходился отцом императору Иоанну VI (тому, что свергнут Елизаветой Петровной, провел почти всю жизнь в одиночном заключении и убит при Екатерине II). Трое оставшихся – А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А.В. Суворов - действительно были людьми выдающимися. Меншикова вряд ли можно отнести к видным военным деятелям. Заслуги Шеина несомненны. А Суворов, как известно, полководцем был великим, к тому же благочестивым христианином, поэтому сейчас синодальная комиссия по канонизации святых детально исследует имеющиеся сведения о нем, на основании которых может быть принято решение о его канонизации.
Судьба каждого из этих троих пересекалась с историей грозной Азовской крепости, которая имела огромное стратегическое значение, долгое время была районом боевых действий между Турцией и Россией и полигоном для применения военных талантов.
Алексей Семенович Шеин не был первым военачальником в своем роду – его прадед Михаил Борисович командовал русскими войсками во время Смоленской войны, но неудачно, за что его обвинили в измене и казнили. Правнуку же его по максимуму досталось и воинской славы, и царской немилости. В первом Азовском походе Алексей Семенович командовал лучшими петровскими полками, в победном втором - сухопутными силами, был осыпан дорогими дарами. Алексей Толстой в романе «Петр Первый» так описывает его триумф после взятия Азова, который стал вершиной полководческого успеха в военной карьере царского соратника: «С великой пышностью… ехал на греческой колеснице приземистый, напыщенный, с лицом, раздавшимся в ширину, боярин Шеин, генералиссимус, жалованный этой честью перед вторым Азовским походом… За ним волокли полотнищами по земле шестнадцать турецких знамен». Петр Алексеевич назначил своего любимца главнокомандующим всей русской армией. Однако с «легкой» руки монарха, неистово рубившего окно в Европу, Шеин первым лишился бороды (пишут, правда, что со своего согласия), а не угодив царю (то ли не разоблачил связь стрельцов с царевной Софьей, то ли слишком мягко наказал бунтовавших стрельцов), сдал ключи от крепости князю Львову.
Однако Петр и после отдавал дань таланту и преданности Шеина. Уже после его смерти он направил сына Алексея Семеновича на учебу в Европу. Было у него и желание, которое он не успел осуществить, - поставить памятник своим учителям военному делу: Шеину, Лефорту и Гордону.
Другой сподвижник и фаворит Петра А.Д. Меншиков стал обладателем высшего воинского звания после смерти своего могущественного покровителя. Чудеса храбрости он проявлял на поле боя постоянно. Отличился геройством в Северной войне, а также обоих Азовских походах, будучи еще не светлейшим князем, а денщиком Петра, расторопным, сметливым и верным. В одном источнике я прочла, что в Азовском походе Петр и Меншиков даже поселились в одной палатке. Тогда же Александр Данилович получил свой первый офицерский чин.
Генералиссимусом его объявил несостоявшийся зять, юный Петр II, обрученный с дочерью Александра Даниловича Марией. Это результат скорей не военной, а политической победы. Правда, недолгой: спустя четыре месяца указом Петра II Меншиков был лишен званий, наград, чинов, титулов и отправлен в ссылку.
А.В. Суворов – единственный полководец, получивший звание генералиссимуса в полном соответствии с воинским Уставом, за беспримерные Итальянский и Швейцарский походы. В Азовской крепости он бывал в 1778-1779 годах, когда инспектировал Азово-Моздокскую укрепленную линию. К тому времени он был произведен в генерал-поручики, но до звания генералиссимуса оставалось еще двадцать лет.
Вот что пишет о строительстве линии укреплений Л.Б. Перепечаева в книге «Азов – пограничная крепость России к. XVII – н. XIX вв»: «Проект создания этой новой линии был предложен наместником и правителем южных губерний Г.А. Потемкиным… Она… должна была пересечь прикумские и задонские степи и через Георгиевск соединить Терек с Доном. Однако Суворов в ходе строительства линии изменил первоначальный план, перенеся правый фланг линии на 250 километров к югу от устья Дона на устье р. Кубань…, что позволяло организовать активную оборону всего пространства между Доном и Кубанью… и наносить удары противнику…, предупреждая его вторжение… Во время инспектирования Моздокской линии Суворов останавливался в Азове и Ростове». Въезжал он в крепость через сохранившиеся до наших дней Алексеевские ворота, ночь проводил в доме коменданта, генерал-майора артиллерии А.Р. Ливена.
В нашем городе увековечена память двух бывавших в нем генералиссимусов. Шеину напротив музея поставлен памятник, его изображение присутствует на барельефе «Взятие Петром Первым Азова» на Алексеевских воротах, имя Суворова носит одна из улиц города, а бюст великого русского полководца в 2014 году установлен на территории музейного комплекса «Пороховой погреб».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.