СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Святыни из Азова

– паникадило, железные створки крепостных ворот и прочие свидетельства событий 1641 года, казачьего мужества и славы. Помним мы и о том, что в Государственном историческом музее хранится Азовская икона Божией Матери, а в Третьяковской галерее ещё один образ небесной заступницы Азова — «Богоматерь Ильинская Черниговская», которая в 2020 году экспонировалась в нашем музее.
Однако российской и старой казачьей столицами география азовских реликвий не ограничивается. Например, город Павловск, что в Воронежской области, тоже хранил артефакты нашей истории, азовские святыни.
После взятия Азова войсками Петра I последовал указ о присылке для богослужебных дел в азовскую соборную церковь Похвалы Пресвятой Богородицы церковной утвари. «По имянному указу Государя», — пишет в своей книге «Азов – пограничная крепость России к. XVII – н. XIX вв.» Л.Б. Перепечаева, — в Азов из Москвы были посланы «…два звона колоколов…», 8 колоколов для Соборной церкви и 7 колоколов для Предтечева монастыря». После возвращения крепости во владения турок в 1711 году колокола были вывезены в крепость Осеред, ныне Павловск, и хранились там до революции. К сожалению, колокол, в настоящее время представленный в музее Спасо-Преображенского собора Павловска, является лишь копией петровского. Оригинал же, скорей всего, в годы советской власти был уничтожен.
Судьба следующей реликвии – образа Иоанна Предтечи — покрыта тайной.
Читаем в книге Перепечаевой: «В монастырской церкви (в основанном при Петре Предтеченском монастыре – З.С.) Иоанна Предтечи, как и в описанной выше соборной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы было множество дорогих икон… На правой стороне… опись упоминает образ Иоанна Предтечи: старинной греческой осьмилистовой написан в ризах, проселенью обложен, венец и все поля кроме ризы серебром обложены чеканным и вызолочен… того же образа слюда оправлена серебром, позолочена». Образ этот, согласно преданию, был написан в этой церкви еще в 1529 году. Сама церковь была построена в Азове в XV веке. Турки, захватив Тану, ее не разорили. При них в этой церкви, которая находилась в нижнем городе Топрак-кале, в западной части, служили греческие священники «черноризники».
В Предтеченской церкви было несколько икон святого, но чудотворной из них прослыла лишь эта. На ней имелась уникальная греко-славянская надпись. Креститель был изображён в полный рост, со свитком в руке.
По одной из версий, после первого петровского похода греки, подвергшиеся притеснениям со стороны турок, спрятали икону в валу, где её обнаружили русские солдаты по взятии Азова в 1696 году.
По другой версии, святыня находилась с казаками в 1641 г. во время Азовского осадного сидения и во время боев «плакала слезами». Помогала защитникам крепости в болезнях и скорбях. (Могла бы сейчас быть украшением и хранительницей города.)
Когда в 1642 году казаки оставили Азов, икону то ли зарыли в землю, то ли замуровали в церковной стене. А обретена она была вместе с иконой Божией Матери «Знамение», написанной на перламутре, после взятия Азова войсками Петра I.
15 лет икона находилась в азовском Предтеченском монастыре, потом её увезли в Осеред, где также был основан Предтеченский монастырь. После революции она бесследно исчезла. Говорили, что она хранится в храме Христа Спасителя в Москве, но эти сведения не подтвердились.
Ещё одна икона, следы которой теряются в воронежском краю, – уже упомянутая Знамения Богоматери на ракушке, греческая XV-XVI вв., в честь которой и построили при Петре храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Кандидат исторических наук протоиерей Пётр Мангилёв пишет о ней: «…чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после её завоевания царём Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости…
Образ был «начертан штрихами» на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».
В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I…
В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золочёный лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения её на шнурах спускали для поклонения».
В книге Перепечаевой также дано небольшое описание этой иконы: «На аналое в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы имелась интересная икона в киоте «за слюдою» — (вместо стекла слюда) – образ Пресвятой Богородицы «Знамение» был «начертан на перловой матице – на перламутровой раковине», что подтверждает сказанное выше. О храме, где хранилась икона, автор пишет: «Да в том же Азове сделаны две церкви, одна Соборная, во имя Похвалы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Для этой церкви была приспособлена турецкая каменная мечеть, к которой пристроили деревянный алтарь». О перестройке мечети в православный храм гласит и приведенная надпись на перламутровой иконе.
После наступления советской эпохи образ был утрачен. Есть мнение, что икона была спрятана представителями катакомбной церкви в пещерном монастыре в меловых горах под Павловском. Так ли это или её постигла та же участь, что и многие другие церковные ценности при планомерной борьбе атеистического государства против Церкви, — никто не знает.
Но мы всё же можем увидеть, как она выглядела, — в наше время образ воссоздан, с клеймами, повествующими об обретении её солдатами после азовской виктории в 1696 году.
Согласно информации в открытой православной энциклопедии «Древо», образ пребывает в главном иконостасе павловского Покровского храма. По благословению митрополита Воронежского Сергия традиция крестных ходов с иконой на Студёный Колодец возрождена в 2004 году.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.