уроженца станицы Кущевской, а ныне ростовского художника Романа Башты.
— Мы видели в «Меценате» многое, казалось бы – что еще нас может поразить. Однако сегодня перед нами удивительная выставка, — сказал на церемонии открытия директор Азовского музея-заповедника Евгений Мамичев. — Раз увидев работы этого художника, уже никогда не перепутаешь их с другими. У него есть свой стиль, свой почерк.
Новую выставку руководитель АМЗ назвал примером межрегионального сотрудничества. «Ростовские художники у нас бывают, — сообщил он, — а художники из Краснодарского края нечастые гости».
Роман Башта закончил худграф ЮФУ, преподавал в художественных школах и в своей альма-матер, расписывал кубанские храмы, однако главное его призвание – живопись, природный пейзаж. Роман совершенно особенный пейзажист, я бы сказала, портретист деревьев, воспевающий их очарование и красоту, повествующий о житье-бытье могучих тополей и жизнерадостности цветущих акаций, фиксирующий пластическую лепку стволов, ветвей, оттенки их зеленого убранства, окружающую их игру цвета, света в разное время года и суток.
«Пишу деревья ради деревьев, — говорит художник. – Пластику и характер (у каждого свой). Остальное — фон».
Всего на выставке представлено более 50 работ. И основная их часть – натурные пейзажи. Распахнутые в мир искусства и гармонии окна, посредством которых «Меценат» преобразился в подобие пейзажного парка.
Процитирую куратора выставки старшего научного сотрудника АМЗ Надежду Суворову:
— Мне показалась необычной фамилия художника. С персидского она переводится как «сад». И, действительно, такое ощущение, что у нас в «Меценате» появился сад. Здесь много деревьев. — Деревья цветущие, деревья осенью, в сумерках, в снегопаде и т.д. Одушевленные, они как будто общаются друг с другом и с нами в лучах заходящего солнца, вечерней прохладе или весеннем блеске. Роман Сергеевич, мы видим плоды вашего замечательного творчества, и нам хочется, чтобы оно продолжалось и было успешным. Яркая, выразительная, запоминающаяся, выставка, безусловно, вызовет необычайный интерес художников, искусствоведов и любителей изобразительного искусства, всех, кого привлекает природа юга России.
Роман Башта для работы с натуры часто выезжает в посадки – главное средоточие древесной растительности в степной зоне, в какие-то примечательные для него места Кущевской, Ростова, Пухляковки, Вешенской. Нередко это происходит в компании азовских художников, которые присутствовали на церемонии открытия и были как никогда щедры на похвалы. Олег Майборода аттестовал коллегу как художника глубокого, вдумчивого, без остатка посвятившего свою жизнь искусству, пропускающего через себя художественные образы и тем самым формирующего параллельную с видимой художественную реальность.
— Таких мастеров сейчас мало, — подчеркнул он. – Государство должно приобретать и хранить их работы – потом это будет замечательный золотой запас!
Сергей Миронов выделил харизму, которой обладает творчество Романа Башты. Он, а также первый директор «Мецената» Олег Донцов отметили работы последнего периода – так называемые безнатурные эмоциональные пейзажи, где изображение ландшафта (воображаемого или написанного по памяти) не имеет самостоятельного значения, а подчиняется задаче выразить состояние творца здесь и сейчас. Живописные выплески чувств, душевный пейзаж в минуты усталости, в мгновенья депрессии, что-то глубоко личное, иногда будто запечатленное оголенным нервом.
Из особенностей творчества Романа Башты я бы также выделила необычное звучание масляных красок в его работах (техника похожа на гуашь) и присутствие восхитительных сложных цветов, например, лиловой гаммы, а также золотисто-розовых, золотисто-бежевых, розово-оранжевых тонов, которыми лучатся осенью не убранные злаки и которыми мы любуемся, глядя в небо, осиянное закатной палитрой солнца. Сочные, ликующе светоносные, они невероятно красивы!
Чтобы запечатлеть близкий к натуре художественный образ, художнику приходится трудиться усидчиво и долго – например, все лето или зиму, только в солнечную или только в пасмурную погоду выезжать на одно и то же место на пленэр. Но и это не значит, что к концу сезона картина будет завершена. Случается, ей нужно отлежаться, и верное решение, порой совершенно неожиданное, приходит спустя годы. Таков, например, «Теплый февраль». Начав картину в 2019 году, художник вернулся к ней через четыре года. Ему оставалось дописать небо, и догадка осенила его в момент работы над совершенно другим полотном: он взял выпачканную красками тряпку, замазал ею неудачную часть, и никаких других вмешательств не понадобилось — картина ожила.
Некоторые вещи на протяжении десятков лет остаются лишь замыслами, например, «Ароматы мая» с цветущими акациями, задуманные Романом еще в школьные годы. А есть те, что воплощаются сразу и вбирают в себя самые драгоценные мгновенья жизни. «Раннюю весну» Роман стал писать в тот день, когда расписался с женой. «Мы поехали на пленэр , — вспоминает художник, — и на этой дороге я нашел старинную, 1840 года, монету».
Выставка «Равнины и бугры» будет работать до 10 декабря. Приходите, созерцайте. Природа – это как раз то, чего так остро нам не хватает в жестко лимитирующие наши прогулки холода. Трансформированная в художественную реальность светлой душой талантливого художника, она подарит вам наслаждение и даст пищу для размышлений.
- Зося СИНИЦКАЯ