СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Большое путешествие — Санкт-Петербург — Белоруссия (14 часть)

...Этот дворец – официальная резиденция трех российских монархов:

Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.
30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями. 100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.
Елизавета Петровна незадолго перед смертью велела позолотить все статуи в парке, а Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы, однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, узнав стоимость такой работы, тут же велела прекратить их.
Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стал более удобным для жизни и скромным, конечно, насколько это было под стать императрице...
Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Реставрация началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.
В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, и продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя жизнью. Многое спасти не удалось.
Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь вывезти их при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. Всё, что не успели эвакуировать до сентября, безвозвратно утеряно.
Но многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.
Реконструкция началась летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то. Все остальное – воссоздано с нуля.
Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Нас поражает то, сколько сил в работу вложили реставраторы, чтобы добиться таких результатов. Площадь дворца – почти 60 000 квадратных метров (примерно 20 зданий типографии), и каждый из них кропотливо восстанавливается.
Ну и как это всё посмотреть, да ещё и успеть в Кронштадт? Вот какой вопрос крутится в моей голове. И тут Юра увидел, что группа людей заходит во дворец, видимо, у них билеты на 14.00. Он говорит: «Пойдем». Пристроился в конце очереди. Я говорю: «Куда? Это же не наше время... Нас не пустят... Я не пойду, не хочу позориться...» Отошла и стою в сторонке.
Все люди зашли, Юра тоже.
Думаю, ну сейчас его выгонят. Обычно, когда прикладываешь билет к турникету, если не твое время — он не открывается. А Юра вышел на улицу и зовёт меня, чтобы я быстрее к нему шла…
Кошмар, сейчас точно опозоримся! Я зашла, мы прижали билет к датчику... и... прошли.
Я обалдела — а что, так можно было? Но впереди еще один турникет. Думаю, вот здесь-то и погорим.
Опять приложили билет — и вновь прошли.
Туристам раздают наушники-радиоприемники и тканевые бахилы. Говорю Юре: «Ну сейчас точно выгонят. В группе определенное количество людей, и наушники наверняка рассчитаны только на это количество. А нас двое лишних, на нас точно не хватит...»
А он мне и говорит, что он администратора об этом спросил. Тот сказал, что одна из групп не приехала и места есть. Так что, всем всё хватило, ещё и лишние остались.
Вот так мы с экскурсоводом спокойненько пошли осматривать дворец.
Я прямо в шоке была – как это так у нас получилось?
Юрий ГОЛУБЕВ: Ну, я же говорил. Слушать нужно меня.
Оксана ГОЛУБЕВА: И как всегда оказался прав.
Начали осмотр с самой большой «комнаты» дворца – Большого зала, созданного по проекту Растрелли. Зал длинной в 47 и шириной в 17 метров не имеет ни одной опоры для перекрытия и предназначался для торжественных мероприятий. Огромный, сверкающий золотом, с высокими окнами и зеркалами…
Это что-то невероятное! Скажу эту фразу много раз и не погрешу против истины.
Ты просто стоишь с раскрытым ртом. Наверное такой красоты не увидишь больше нигде в мире.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.